(Жан-Батист-Камиль
Corot, 1796 - 1875) - один из значительнейших
французских пейзажистов новейшего времени. Занимался вначале этюдами с
натуры под руководством Мишалона, а потом, учась у Бертена, потерял
немало времени в следовании по академическому направлению этого
художника, пока не отправился, в 1826 г., в Италию и не принялся здесь
снова за непосредственное изучение природы. Делая этюды в окрестностях
Рима, он быстро усвоил себе понимание, главным образом, общего характера
пейзажа, хотя внимательно вникал и в его детали и усердно списывал
скалы, камни, деревья, кусты, мох и т. п. Впрочем, в его первых
итальянских произведениях еще заметно стремление к ритмичности
расположения частей и к стильности форм. Впоследствии работал в
Провансе, Нормандии, Лимузене, Дофине, окрестностях Парижа и в
Фонтенебло, при чем его взгляд на природу и исполнение становились все
свободные и независимее. В картинах, писанных по возвращения его из
Италии, он не гонится за точным воспроизведением данной местности, но
старается передать единственно впечатление от ее, пользуясь ее формами и
тонами лишь для того, чтобы выразить при их помощи свое поэтическое
настроение. Той же цели содействуют также фигуры, которые он помещает в
своих пейзажах составляя из них идиллические, библейские и
фантастические сцены. Хотя его упрекали за излишнюю сентиментальность,
однако от многих из его произведений веет также и неподдельно светлым,
жизнерадостным чувством. Это был, по преимуществу, живописец тихо спящих
вод, широких, бледных горизонтов, задернутых туманом небес, дремлющих
лесов и рощ, - настоящим Феокритом пейзажной живописи. Кроме ее, он
занимался гравированием иглою и крепкою водкою. Лучшие его картины: "Вид
Ривы" (1835; в марсел. музее), "Итальянское утро" (1842; в авиньонском
музее), "Воспоминание об оз. Неми" (1865), "Идиллия", "Восход солнца в
Виль-д'Авре" (1868; в руанском музее), "Нимфы и сатиры приветствуют
пляскою восход солнца" (1851; в луврской галерее в Париже), "Утро" и
"Вид в окрестностях Альбано" (там же). В Кушелевской гал. Имп. акд. худ.
в СПб. - два образца живописи К. : "Утро" и "Вечер".
A. С - в.
|