или грузовая
роспись (нем. Konnqssement, англ.
bill of
lading, сокращенно B/L;
франц. connaissement, police
de cargaison,
nolissement; итал. conoscimente,
polizza di carico) - в морской торговле
документа, которым шкипер удостоверяет, что принял от погрузителя
известный груз и обязывается выдать его лицу, которому груз адресован,
под условием получения провозных денег (фрахт), если последние не
уплачены в гавани отправления. Некоторые законодательства (франц.,
бельг., голл., португ.) требуют, чтобы К. был выдан в течение 24 часов
по окончании нагрузки. К. обыкновенно выдается в нескольких экземплярах,
при чем одни законодательства (герм., англ., исп., финлянд.)
предоставляют усмотрению сторон определить число экземпляров К., другие
же (франц., бельг., голл.) устанавливают минимум их в 4. Русское
законодательство требует, чтобы К. был составлен по меньшей мере в двух
образцах, из которых один, подписанный шкипером, выдается отправителю
товара, а другой, подписанный как шкипером, так и отправителем, остается
на корабле как грузовой документ. Содержание К. определяется русским
законодательством лишь в уставе таможенном, следов. - в интересах
фискальных. В К. должно быть означено: имя погрузителя или отправителя и
кому товар адресован; место, откуда товар отправлен и куда к выгрузке
назначен; имя корабля и шкипера; качество каждого товара, в каждом месте
содержащегося; количество каждого товара; цена фрахта. Иностранные
законодательства, а также финляндское, имеющие в виду прежде всего
юридические отношения между шкипером, погрузителем и адресатом товара,
требуют еще означения знаков нагруженного товара и числа выданных
экземпляров К. При скудости законодательных определений, в русской
морской торговле приняты общие начала, утвердившиеся в практике других
стран. К. может быть именной или на предъявителя (последнее не
допускается законодательствами герм. и финл.); именной К. может быть
передаваем по передаточной или бланковой надписи. К. рассматривается как
представитель груза; отчуждение (заклад) его считается равносильным
отчуждению (закладу) самого товара. Русская судебная практика признает,
что К. дает своему владельцу лишь право на получение товара, но не
устанавливает права собственности и не служит безусловным
доказательством против третьих лиц.
К. развился из средневековой практики, существовавшей на Средиземном
море: корабельный писец, обыкновенно сопровождавший корабль, составлял
всем принятым грузам роспись и отдельным отправителям выдавал из ее
выписи, которые они пересылали своим адресатам, для легитимации их перед
шкипером. С течением времени выпись из росписи развилась в
самостоятельный документа, подписываемый самим шкипером (или, в крупных
пароходных предприятиях - особо уполномоченными лицами). Правильному
держателю К. (дестинатор), в обмен на К., шкипер обязан выдать в гавани
назначении груз. Для этого достаточно предъявления одного лишь
экземпляра К. Если за получением груза явятся несколько правильных
коносаментодержателей, то шкипер должен сложить товар на хранение у
того, кого для этой цели изберут сами товаровладельцы или назначит
подлежащая власть, а спор между держателями К. передается на
рассмотрение суда. При коллизии прав нескольких правильных
коносаменто-держателей преимущество отдается тому из них, к которому К.
раньше перешел от общего их правопредшественника. К., и только им,
определяются юридические отношения между собственником корабля и
получателем груза. Условия договора перевозки (цертепартия),
заключенного между собственником корабля и грузоотправителем, не
обязательны для грузополучателя, если они не включены в К. Строгая
ответственность собственника корабля обыкновенно смягчается оговорками в
К. (напр., о тюке - "содержание неизвестно", о бочке с жидким содержимым
- "без ответственности за целость"). Герм. торговое уложение прямо
упоминает о таких оговорках.
В последние годы появился новый вид К., еще не воспринятый
законодательствами
- так наз. передаточный К. (durchgehendes Konnossement. through-bill
of lading). Выдающий К. обязывается доставить данный груз в известную
гавань, но на свой корабль принимает лишь часть его, для перевозки же
остальной части обязывается от себя нанять чужие суда, которые могут
быть и поименованы. Ответственность по такому К. несет обыкновенно
собственник того корабля, на котором груз фактически перевозится. К.
имеет и значение таможенного документа. На все товары, привозимые из за
границы в порты Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей, должны
быть представлены в таможни К.; отсутствие К., несоответствие их
установленным правилам или оказавшемуся по досмотру товару влечет за
собою штраф (акциденция), в размере 10 коп. с пошлинного рубля. Не
требуется представления К. на товары, происходящие из владений турецких
в Европе и Азии и привозимые на кораблях в черноморские, азовские и
дунайские порты, а также на товары, принадлежащие шкиперу, экипажу или
пассажирам. К. подлежать оплате простым гербовым сбором в 10 коп. за
каждый лист. Означение в К., откуда и куда груз отправляется, указывает
и на национальность груза, которая нередко отлична от национальности
корабля. Этим может быть предотвращен захват груза крейсерами или
каперами.
|