и колористы -
Краска есть красящее вещество, пигмент того или
другого цвета; каждая группа красок, одинаковых по названию, напр.
красных, заключает в себе более или менее значительное число их,
неодинаковых по тону; подобным образом краски в смешениях, которых цвет
часто трудно и всегда неточно определим словами, могут составить одну,
по общему названию цвета, группу, но со многими различными тонами.
Цвета, промежуточные между близкими тонами, называются полутонами.
Совокупность всех тонов картины, рассматриваемой с некоторого
расстояния, представляет оптическое целое, назыв. колоритом. Смотря по
преобладанию тонов, К. может быть то теплым, то холодным, ярким и
блестящим - когда в картине много чистых тонов, сильным - когда в ней
много оптических противоположений тонов, хотя бы и не основной чистоты,
гармоническим - если тона хорошо подобраны и хорошо согласованы
посредством полутонов. Вообще, к слову К. можно приставить множество
различных эпитетов для выражения характера как оптического впечатления,
так и соответственного психического ощущения, напр., серенький, темный,
веселый, спокойный К. Теплый К. обуславливается господством теплых
тонов, не только чистых и светлых, напр., желтых, но и затемненных,
каковы, напр. коричневые. Теплый К. вообще особенно приятен, но, так как
теплые тона получают наибольшую силу по сравнению и контрасту с
холодными, то этим последним отводится в картине соответственное место.
Однако, явное преобладание теплого в тонах не составляет эстетической
необходимости. Так, Гайнсборо, в опровержение Рейнольдсу, написал
мальчика в синей одежде (Blue Boys), чрезвычайно гармонично-колоритно;
подобно тому и Делакруа располагал иногда в свету синие, т. е. холодные
тона, а в тенях теплые, и достигал большой гармонии. Природа
беспрестанно представляет господство синего то в небе, то в море, и
пейзажисты обязаны воспроизводить эти тона, дать им первенствующее место
в картине, но, вместе с тем, для противоположения они должны найти
место, хотя бы подчиненное, и для теплых тонов. Гармонический К. требует
тех и других и вообще пользуется широкой цветовой гаммой. Очень часто по
природе изображаемых предметов надо рядом располагать тона,
несогласующиеся между собой непосредственно, например, синее с зеленым,
тогда художнику надо применить все обычные правила изменения прилежащих
частей полутонами или введения между ними хотя бы узкой полосы третьего
тона, гармонирующего с каждым отдельно, если это не будет противоречить
природе. Вообще, зеленое нелегко сочетается с другими цветами, и потому
прежниe пейзажисты (Рюисдаль, Гоббема) избегали изображать деревья чисто
зелеными, и, для введения более теплых тонов растительности, выбирали
или соответственное освещениe, или время года. Нынешние художники смелее
в этом отношении и нередко достигают гармоничной колоритности с
сохранением соответствия с природой. Тона краски не есть нечто
самостоятельное, как тон музыкальный; коль скоро они помещены в
соседстве с другими тонами, то на основании явлений контраста можно или
заглушать, или усиливать тона различных частей картины. Все это, а также
то, что относится к колоритному сочетанию тонов, известно всякому
опытному художнику-колористу и составляет как бы грамматику искусства
К., с которой должен начинать малоопытный художник, но для эстетики
колорита нет правил. В картинах фантастического или легендарного
содержания, где художнику поле действия свободно во многих отношениях,
он может подчинить К. внутреннему содержанию, элегическому или,
напротив, возбуждающевеселому (Фильд высказал положение, что вполне
колоритная и гармоническая живопись представляет тона, которые, взаимно
дополняя друг друга, дают в оптической сумме серый цвет. Это положениe
произвольно. Некоторые мысли об этом предмете у Пикеринга и Брюкке, их
coчинения названы в ст. Гармония красок). Так, например, голубое и синее
с коричневым и оранжевым некоторые эстетики находили элегическим ст.
Гармония красок при соответственном содержании (драпировки в Mater
dolorosa). Не так определительно по названиям красок, но совершенно
соответствует сюжету К. в "Лодке Данте" (Делакруа), "Франческо ди
Римини" (Ари Шеффер), "Убиение Петра Доминиканца" (Тициан) и др. По
этому пути можно идти до некоторого далекого предела только или
преимущественно в пейзаже, как художественном произведении наиболее
подчиненном К. Сама природа представляет примеры тому, как некоторые
господствующие тона пейзажа в соединения со светотенью способны вызывать
меланхолическое настроение, а другие - жизнерадостное. Но в большинстве
случаев (напр., в бытовой живописи) характер К. не определяется так
просто: самые горестные сцены могут происходить при полном блеске красок
и наоборот; контраст в отношении содержания и К. может даже усиливать
впечатление. Вообще, нужен большой талант для приспособления К. к
содержанию картины так, чтобы К. не показался придуманным и
тенденциозным. Редкие художники соединяли в себе таланты колориста и
рисовальщика в одинаковой степени; можно считать почти правилом, что
художник, владеющий в высокой степени рисунком - не так искусно владеет
тонами, и обратно. Микеланджело превосходно владел формой, но не может
быть назван колористом; Дюрер лучше владеет формой, чем К.; Давид
совершенно холоден к краскам, Корнелиус также пренебрегал ими, еще более
чуждался красок Карстенс. Наоборот, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто,
Рубенс, а в ближайшее к нам время - Делакруа, Диаз, Декан - колористы по
преимуществу, и хотя некоторые из них владели в должной мере рисунком
все же в этом отношении уступали великим рисовальщикам; многиe из
колористов заслужили даже репутацию слабых рисовальщиков. Иные
поклонники формы из принципа пренебрегали К. и утверждали, что цвет -
второстепенный и часто случайный признак предмета. На самом же деле
можно сказать, что линии не существуют в природе иначе, как в виде
трудно определяемого раздела между рядом лежащими разнородными тонами
(напр., тон лица и тон неба), или еще менее определенного - между
полутонами. Так и в живописи, как воспроизведении природы, полутоны
скрывают линию и художник легко теряет ее, обращая наиболее вннмания на
жизненность тонов. К достоинствам колориста относится и правдивая
светотень; у Рубенса светотень была легкая, полупрозрачная, мало
представляющая сильных контрастов; у Рембрандта светотень сильная, но
его гамма не так полна, как у Рубенса. Рембрандт представляет один из
редких примеров соединения колориста и рисовальщика, равно как и Рафаэль
("Пожар в Борго"). Определять особенности К. разных художников короткими
словами весьма затруднительно: Тициан, Корреджо, Паоло Веронезе непохожи
один на другого. Они вообще пользовались небольшим числом красок, а
Тициан в особенности, но он (по определению Менгса) владел особенным
искусством сопоставлять их и распределять тона в тенях. В испанской
школе Мурильо необычайно гармоничен, свеж и распределение его тонов
разнообразно. У Веронезе необыкновенно яркие и сильные тона (ныне уже
изменившиеся) и К. гармоничен. У Делакруа, считаемого одним из
величайших колористов нашего времени, тона не отличаются особенной
яркостью, но расположены гаммами (Готье), поддерживающими друг друга;
значение красок соединяется у него с необыкновенной бойкостью кисти.
Почти таков же Декан, доводивший, однако, до крайности силу К. и
смелость мазков; техника живописи имеет также отношение к эстетическому
результату. Некоторые его последователи довели употребление свободной
техники до дурной крайности. В других странах - Лейс, Стевенс (Бельгия),
Альма Тадема (Англия), Пилоти, Макарт (Германия), Фортуни (Испания), из
русских Верещагин, Семирадский,Репин и мн. др. Приведенные здесь имена
представляют только ряд примеров; в статьях о каждой из школ или
биографиях художников об этом изложено подробнее. Со времен Возрождения
самая знаменитая по К. из итальянских школ была венецианская; на С
фламандская школа многим превосходила немецкую в этом отношении. Потом,
в период падения искусства, К. вообще потерял и правдивость, и силу, но
в Англии (Констабль) в прошлом столетии заметен опять поворот к
колоритной живописи; на континенте же Делакруа, многим обязанный
Констаблю, является инициатором К. живописи во Франции, откуда она
распространилась по всей Европе.
Ф. Петрушевский.
|