(Василий Осипович)
- профессор русской истории в моск.
дух. акд.и в моск. унив. (в последнем - с 1879 г.); в настоящее время
состоит председателем моск. общества истории и древностей. Во время
существования в Москве высших женских курсов проф. Герье читал на них
лекции по русской истории, а после закрытия этих курсов участвовал в
организованных моск. профессорами публичных лекциях. Не особенно
многочисленные, но богатые содержанием, ученые исследования К., из ряда
которых особенно выдается его докторская диссертация ("Боярская дума"),
посвящены, по преимуществу, разъяснению основных вопросов истории
управления и социального строя московского государства XV - XVII вв.
Широкий размах исследования, охватывающего наиболее существенные стороны
жизни государства и общества в их взаимной связи, редкий дар
критического анализа, доходящего иногда до мелочности, но приводящего к
богатым результатам, блестящий талант изложения - все эти особенности
трудов К., давно признанные специальной критикой, помогли ему обогатить
науку русской истории рядом новых и ценных обобщений и выдвинули его
самого на одно из первых мест среди ее исследователей. Главнейшие из
трудов К. : "Сказания иностранцев о Московском государстве" (М., 1886),
"Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871),
"Боярская дума древней Руси" (М., 1882), "Pyccкий рубль XVI - XVIII ст.
в его отношении к нынешнему" (1884), "Происхождение крепостного права"
("Русская Мысль", 1885, ьь 8 и 10), "Подушная подать и отмена холопства
в России" ("Русская Мысль", 1886, ьь 9 и 10), "Состав представительства
на земских соборах древней Руси" ("Русская Мысль", 1890, ь 1; 1891, ь 1;
1892, ь 1). Помимо научных работ, К. выступал со статьями популярного и
публицистического характера, помещая их, главным образом, в "Русской
Мысли". Сохраняя и здесь свойственный ему талант изложения, К. отходил в
этих статьях все далее и далее от научной почвы, хотя и пытался удержать
ее за собой. Отличительной их чертой служит нацоналистический оттенок
взглядов автора, стоящий в тесной связи с идеализацией московской
старины XVI - XVII вв. и оптимистическим отношением к современной
русской действительности. Такие черты ярко сказались, напр., в статьях:
"Евгений Онегин", "Добрые люди старой Руси", "Два воспитания",
"Воспоминание о H. И. Новикове и его времени", а также в речи К. под
наз. : "Памяти в Бозе почившего государа имп. Александра III" ("Чтения
Моск. Общ. Ист. и Древ. ", 1894 и отдельно, М., 1894). В. Мякотин.
|