(франц. Cliche), в
графических искусствах - копия вырезанного
на дереве или металле изображения, служащая для размножения его
отпечатков. Так, в типографском деле К. наз. копия со штампа большой
заглавной буквы, виньетки, целого слова, фразы или страницы, набранных
типографским шрифтом, с доски политипажного рисунка и пр., изготовляемая
посредством отливки из легкоплавкого металла (клиширования). Самый
простой способ получить такое К., если не имеется готовой углубленной
медной формы для его отливки (матрицы), состоит в следующем: в плоскую,
сделанную из твердой бумаги или картона коробку, с загнутыми краями,
наливают легкоплавкий металл, обыкновенно употребляемый для литья
шрифта, и когда этот металл, начиная остывать, превращается в
полужидкую, кашеобразную массу, в него сильно нажимают рукой оригинал,
предварительно прикрепленный к одному из концов деревянного штабика.
Если оригинал резан из твердого металла, то можно также получить его
оттиск в более мягком металле посредством ударов молотка. Сделанную тем
или другим образом копию, воспроизводящую оригинал не выпукло, а
углубленно и в обратном виде, тщательно натирают порошком болуса или
графита и поступают с нею так же, как с оригиналом, т. е. оттискивают ее
в полужидком легкоплавком металле, и, так. образом, получают точное
воспроизведение оригинала уже в прямом виде, которое, будучи освобождено
от окружающих ненужных частей металла и насажено на деревянную ножку или
припаяно к оловянной подставке надлежащей высоты, может быть
употребляемо вместе с обыкновенным типографским набором. Этот
первоначальный способ изготовления К. значительно облегчен изобретением
особой клишировальной машины. Еще более удобно стало получать
типографские К. после изобретения стереотипии и применения к делу
гальванопластики (гальванопластич. К., гальвано) и, наконец, целлулоида.
В фотограф. производстве название К. дается светописным снимкам на
стекле, т. наз. негативам и позитивам. В художественном гравировании на
меди и на стали, название К. присвоено копиям с гравированных досок,
изготовляемым при помощи гальванопластики и заменяющим их при печатании
эстампов в том случае, когда надо получить большое количество оттисков и
сберечь оригинальную доску от порчи, неизбежной при многократных
набиваниях ее краской и прокатывании между валами печатного станка. В
настоящее время почти ни одна доска, мало-мальски хорошо гравированная
бюренистом или аквафортистом, не поступает в руки печатника, а
воспроизводится в нескольких гальванопластических К., с которых, по
покрытии их тончайшим слоем гальванопластической же стали, и делаются
оттиски в потребном числе экземпляров; сама же подлинная доска
сохраняется на случай будущего употребления. Равным образом, и
политипажные гравюры, в большинстве случаев, печатаются не с
оригинальных деревянных досок, но с металлических К., изготовленных по
ним гальванопластически, причем применение к их производству фотографии
дает возможность по произволу уменьшать размеры политипажей и через то
превращать работу гравера в чрезвычайно тонкую, почти микроскопическую.
Л. С - в.
|