- находится на
южной оконечности Киева, на
правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные
глубокой, спускающиейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была
покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близ лежащего села
Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г.
Илларион был выбран митрополитом и его пещера опустела. В это время в
Киев пришел из Афона монах Антоний, уроженец г. Любеча. Житье в киевских
монастырях пришлось ему не по нраву и он поселился в пещере Иллариона.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе
которых был и Феодосий, из г. Курска. Когда число их возросло до 12, они
устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама,
а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта
пещера послужила началом "ближних" пещер, названных так в
противоположность прежним, "дальним". С увеличением числа иноков, когда
в пещерах стало тесно, они построили над пещерою церковь Успения Пр.
Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, и
Антоний испросил у вел. кн. Изяслава Ярославича всю гору над пещерой.
Была построена церковь на месте нынешнего главн. собора (1062);
возникший м-рь получил название Печерского. В это же время игуменом был
поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав,
который был заимствован отсюда и другими русскими м-рями. Суровая
подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к м-рю
значительные пожертвования. В 1073 г. была заложена великая каменная
церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики
были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в
значительно измененном виде, существует и поныне. В 1096 г. обитель
сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением
времени пристраивались новые церкви. Весь м-рь был огорожен частоколом.
При м-ре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта
нищих, слепых, хромых;на него отпускалась 1/10 м-рских доходов. Каждую
субботу м-рь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в
большой м-рь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела
которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.
М-рю принадлежало еще с. Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в
которой жил во время великого поста. В XI и XII вв. из м-ря вышло до 20
епископов, которые все сохраняли большое почтение к родной обители. В
1240 г., во время Батыева нашествия, м-рь был разорен. Монахи
К.-Печерского м-ря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно,
как долго продолжалось запустение м-ря; в XIV в. он был уже возобновлен,
и великая церковь сделалась усыпальницей многих княжеских и знатных
родов. В 1470 г. киевский кн. Симеон Олелькович возобновил и украсил
великую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил м-рь, но щедрые
пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему
принадлежали два города - Радомысл и Васильков, до 50 сел и около 15 сёл
и деревень в разных местах зап. Руси, с рыбными ловлями, перевозами,
мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV в.
монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В
1555 - 56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г.
было решено подчинить м-рь, до тех пор зависевший только от
константинопольского патриарха, киевск. униатскому митрополиту. Попытке
исполнить это решение монахи, с архим. Никифором Туром во главе, оказали
вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть м-рем, в 1598
г., была также безрезультатна. М-рю удалось также отстоять силой от
униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в., м-рь получил
титул лавры и ставропигию константинопольского патриарха. С этого
времени начинается деятельность лавры в защиту православия. При архим.
Елисее Плетенецком и Зах. Копыстенском в м-ре заведена была типография и
началось печатание богослужебных и полемических книг. Преемник их, Петр
Могила, завел здесь училище, которое впоследствии было соединено с
училищем братским и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. Гетман
Самойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепа - каменной стеной. При
Петре Вел. укрепления Самойловича были расширены и образовали нын.
Печерскую крепость. В 1718 г. пожар истребил вел. церковь, архив,
библиотеку и типографию;в 1729 г. церковь была возобновлена. В состав
Печерской лавры теперь входят 6 м-рей: Главный при вел. церкви,
Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская пустынь и
Китаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет форму квадрата (21
саж.длины и 201/2 шир.); высота ее в стенах 7 саж., от пола до купола с
крестом 22 саж.7 куполов ее позолочены. Древняя церковь XI в. - теперь
срединная часть храма, с 3 алтарными полукружиями и средним куполом.
Древней фресковой живописи не сохранилось. В этом храме находится и
чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию чудесно полученная
греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев.
Здесь же почивают мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св.
Михаила и хранится голова св. равноап. кн. Владимира. В нише в сев.-зап.
углу церкви - надгробие кн. Константина Ив. Острожского. Под алтарем
Стефановского придела - усыпальница. В Богословском приделе находится
икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его
убиения в 1147 г. В средней части храма находится несколько гробниц,
между прочими митр. Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдм. П. А.
Румянцева. Ризница заключает в себе замечательные по древности и
ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекцию портретов. На
хорах библиотека лавры и ее документы. Прежнее книгохранилище, вероятно,
сгорело в 1718 г. К Ю-З от великой церкви находится высочайшая в России
лаврская колокольня (46 саж. выс.), с которой открывается великолепный
вид верст на 50. Построена она в 1745 г. Вблизи главных лаврских ворот
расположен св. Троицкий Больничный м-рь, основанный в XII в. черниг. кн.
Николой Святошей. При м-ре больница. Во дворе лавры монашеские кельи
образуют три улицы. При лавре помещается и типография, основанная в 1616
г. Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой
оврагом и хребтом горы.В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних -
45. При лавре обширная гостиница для богомольцев. Настоятели лавры до
полов. XIV в. титуловались игуменами, а иногда архимандритами. В 1688 г.
лавра подчинена московск. патриарху, а ее архимандриту дано первенство
перед всеми русскими митрополитами. В 1786 г. лавра подчинена киевскому
митрополиту, которому присвоен титул ее священноархимандрита. Управляет
лаврой наместник, с духовным собором. Ср. Патерик печерский (неск.
изд.); Кальнофойский, "Teratourghma" (К., 1638); "Кратк. историческое
описание Киево-Печерской лавры" (К., 1795, и еще несколько изд.);
"Описание Киево-Печерской лавры", соч. Евгения Болховитинова (К., 1831 и
друг. изд.); П. Л.(ебединцев); "Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и
нынешнем состоянии" ("Киевская Старина" 1886, V - VIII, X, XI и отд.).
Е. К.
|