(от португальского
casta выражающего понятие санскр. термина
jati=рождение, род, сословие) - общеупотребительное у всех европейских
народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племён или
рас), на которые распадается туземное население Остиндии с глубокой
древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в
представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. и
резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о
"кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или других классов
европейского общества. Нужно, однако, заметить, что упомянутая
обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и строга, как
её изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью
довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде К. несомненно
ещё не существовали и начали возникать только во второй его половине,
когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину Ганга.
При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными
обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили
и покорили чёрное туземное население, принадлежавшее к низшей (в
культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к
побеждённым и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй.
В древнейшем ведийском периоде, при однородности этнографического
состава (вероятно - ещё небольшого) арийского народа ведийских индусов,
не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости
и в то время, когда арийцы и не арийцы находились в положении воюющих
сторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо
сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и победители,
вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с
покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus
vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают
себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей,
покорённой. Таким образом, в основе К. лежит этнографическое различие,
которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив
принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим
культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему
приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской
мифологии высшая К. - брахманы - выводится из уст Брахмы, воины -
Кшатрии - из его рук, купцы - Вайшья - из бёдер, а ремесленная К. -
Шудры - из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип
разграничения двух различных народностей мог быть строго проведён на
практике даже в древнейшие времена арийского господства в сев. Индии.
Смешанные браки (законные и незаконные) всётаки были неизбежны; по
закону Ману, индус может брать себе в жёны женщин из своей и из любой
низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой
с ним К., а дети жён из других низших К. попадают в презренные смешанные
К. Таким образом, арийская кровь всё-таки проникала в жилы неарийского
населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые
пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли
акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать,
уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении
расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше
текло неарийской крови. В результате современное индусское население
Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух
(точнее трех) рас, которое не могло быть задержано никакими
законодательными и социальными учреждениями в роде замкнутых,
обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее время
большинство высших, "дважды рожденных" К. - брахманов, раджпутов
(прежних кшатриев) и вайшья - не отличается ничем особенным в цвете
кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не
претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших
К., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы,
приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, к
арийскому идеалу красоты. Таким образом, К. оказались бессильны
остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной
линии между белой и чёрной расой превратились в установление,
стремившееся помешать примеси чёрной крови к белой (кастовый строй
средневековой Индии милостивее к детям, рождённым от высшего отца и
низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в ещё более
поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер
замкнутых корпораций или цехов, с строго определенным родом занятий.
Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но
самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось
только в ослаблении чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам,
утвердившийся в сев. Индии, в свою очередь, расшатал и ослабил
перегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии К.
всё-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только
христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны
были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди
христиан туземцев К. доселе продолжают существовать. Разнообразие
занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение
общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность
какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других
странах, сначала узаконенная государством и освящённая затем обычным
правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К. Но
число К. и их членов среди ремесленников, сравнительно с высокими
цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.),
гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже
другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии
более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего
кастового устройства, с его четырьмя главными К., сохранилась в
известной чистоте только одна главная К. - брахманов. К. кшатриев,
заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, часто
подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице
самых низших К., члены которых, на вопрос о происхождении, всегда
уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении. Две другие К.,
по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новых
К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских
названий. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье, следует
прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта:
"Ostindische
Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut. Morgenland. Gesellsch.",
XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе
индийских официальных изданий и подробная статистика К. См.
ещё
прекрасные статьи Сенара, в
"Revue des deux Mondes" (1894); Risley,
"Tribes and Castes of Bengal"; Sherring, "Hindu tribes and Castes"
(Кальк. 1880); Hopkins, "The mntual relation ot the 4
castes according
to the Manavadharmacastram" (Лпц., 1881); W. Hunter,
"Orissa" (Лонд.,
1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк.,
1872); Ochs,
"Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois,
"Manners and Customs of
People of India" (Л., 1817); Kitts, "A compendium
of the castes and
tribes found in India" (Бомбей, 1885; много
нового); J. Muir, "Relations
ef the priests to the other classes of indian society in the Vedic age"
("Journ. of Asiat. Soc.", 1867); Weber, "Collectanea ueber die
Kastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra" ("Indische Studien", т.
X,
1868). Туземные известия о происхождении К.
собрал и разобрал
Muir:
"Original Sanscrit-Texts on tne Origin and History of the People of
India" (Л., т. 1, 1869, 2
изд.) С. Б - ч.
|