(Caracci) -
семейство итальянских (болонских) живописцев: 1)
Лодовико К. (1555 - 1619), живописец, гравёр и скульптор, ученик
Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через
самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении
своём в Болонью, будучи убеждён в необходимости возрождения искусства,
основал, вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале К.,
новую школу живописи, "академию направленных на путь" (degli
Incamminati), которая вскоре сделалась в Италии центром художественного
образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов. Принципами
её были: непосредственное наблюдение природы, изучение антиков и
подражание великим мастерам, напр. в рисунке и движении - Микеланджело,
в колорите - Тициану, в композиции и выражении - Рафаэлю, в светотени и
грации - Корреджио. Хотя художники, принадлежащие к этой академии или,
как их называют, по почину самого Лодовико К., "эклектики" и достигают в
своих произведениях некоторой своеобразности стиля, однако у их
большинства бросается в глаза решительное старание подражать тем или
другим избранным образцам. Так, напр., в ранних работах самого Лодовико
К. (напр. во фресках С. Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражание
Корреджио и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях, он
выказывает большую самостоятельность (напр. в "Богородице во славе", в
болонской пинакотеке, и во фресках из жития св. Бенедикта, в монастыре
С. Микеле-ин-Боско). Лодовико К. является также родоначальником особого
рода картин страдальческого пафоса, каковы напр. "Ессе homo" и "Mater
dolorosa", которые столь обильны в болонской школе. В Импер. Эрмитаже
имеются образцы его живописи: "Св. Семейство" (ь 163 и 164), "Несение
креста" (ь 165), "Положение во гроб" (ь 166) и "Св. Севастиан" (ь 167).
- 2) Агостино К. (1557 - 1602), живописец и гравёр, ученик П. Фонтаны,
Барт. Пассеротти и Дом. Тибальди, развился под влиянием Лодовико К.
Обладая большою начитанностью, он взял на себя в академии degli
Incamminati чтение лекций по теории искусства. Его немногочисленные
живописные произведения (лучшие из них - фрески во дворце Фарнезе, в
Риме, исполненные в сотрудничестве с Аннибале К., "Причащение св.
Хоронима", в болонской пинакотеке, "Вознесение Богородицы", там же)
отличаются правильностью рисунка и светлым, весёлым колоритом. Гораздо
значительнее Аннибале К. как гравёр. Взяв себе за образец Корн. Корта,
он довёл свою манеру гравирования до высокого совершенства.
Замечательнейшие из его гравюр: "Распятие" (с Тинторетто, 1589), "Эней и
Анхиз" (с Бароччио, 1595), "Богородица с Младенцем" (с Корреджио),
"Искушение св. Антония", "Св. Иероним" (с Тинторетто), а также некоторые
собственного сочинения. 3) Аннибале К. (1560 - 1609), живописец и
гравёр, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджио, Тинторетто,
П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям
живописи весьма ярко проглядывает в его ранних произведениях; с
основания академии degli Incamminati, он принимал деятельное участие в
педагогической и в художественной деятельности этого заведения. В 1597
г. был, вместе с ними, вызван в Рим для украшения фресками дворца
Фарнезе. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по
осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок ("Триумф
Вакха и Ариадны", "Меркурий и Парис", "Пан и Диана, "Юпитер и Юнона" и
пр.), принадлежат к числу особенно удачных его произведений. Умер 49 лет
и погребён, согласно выраженному им перед смертью желанию, в Пантеоне,
рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника
состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в
свежести колорита; но ему можно поставить в упрёк отсутствие
действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции
Аннибале К. служат верным отражением сантиментальной, неискренней
набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и
аллегорического содержания, писал также пейзажи (образцы их можно видеть
в галереях Дориа, в Риме, в мадридском, берлинском, и других музеях;
пейзаж ь178, в Императорском Эрмитаже, к сожалению, сильно потемнел).
Главные из его многочисленных произведений, рассеянных по разным
галереям Европы суть, сверх вышеупомянутых, следующие: "Богородица со
святыми" (1592), "Воскресение Христово" (в Лувре), "Св. Рох" (в
Дрездене), "Вакханка и сатир" (во Флоренции), "Христос и самаритянка" (в
Вене), "Избиение младенцев" (в Мюнхене), "Св. Семейство" (в Импер.
Эрмитаже, ь 169), "Отдых на пути в Египет" (там же, ь171), "Почивший
Христос" (там же, ь172) и др. В своих гравюрах Аннибале К. воспроизводил
почти исключительно собственные композиции ("Распятие", "Юпитер и
Антиопа", "Христос" и пр.). А. И - в.
|