(ит. Carnevale, от
лат. carno - мясо, vale - здравствуй) - в
католических странах первоначально время от дня Богоявления до чистой
среды (на первой неделе вел. поста). В разных местностях карнавальное
время имеет различную продолжительность: в Венеции начинается с дня св.
Стефана (26 дек.), в Риме продолжается только 11 дней, предшествующих
чистой среде, в Милане - до воскресенья инвокавита, на Рейне обнимает
только 8 дней. Карнавальная пора повсеместно сопровождается различного
рода забавами, играми, переряживаньем, особенно в Италии, где К. - чисто
народный праздник. Одна из любимых забав римского К. - перестрелка так
наз. confetti (гипсовые или медовые шарики). В Португалии бросают друг в
друга бобами и горохом; неосторожных обсыпают мукою, обливают водою. В
Лиме (Перу) главное удовольствие карнавального времени - обливать
прохожих водою, притом не всегда чистою. В Риме, во время К.,
устраиваются также лошадиные скачки (corso). Заключительный акт римского
К. - праздник огней (moccoli). С наступлением сумерек, появляются огни
на окнах, подмостках, экипажах; в руках у каждого из толпы - зажжённая
восковая свечка; эти свечи беспрестанно друг у друга тушатся и вновь
зажигаются. В южном, итальянском Тироле торжественно сжигается
олицетворение масляницы - вязанка соломы, перемешанная с дровами; две
враждебные рати, одна - в пестрых арлекинских одеждах, с погремушками,
другая - в белых рубахах, с горбами, борются вокруг костра, на главной
сельской площади, где варятся традиционные масляничные лепешки. В
средние века карнавальное время с особенною пышностью справлялось в
Венеции; в эпоху её упадка (XVIII в.) блеск К. передвигается в Рим. По
тому же типу, но в более скромных размерах, праздновался К. и в других
городах Италии, а также в Испании, Франции, Германии. Во Франции во
время К. совершается торжественная процессия Boeuf gras: по улицам водят
жирного быка, с золочеными рогами и украшениями из лент. У французских и
отчасти у швейцарских католиков три последние дня К. носят название
jours gras. Нечто подобное К. встречается в Германии, под именем
Fаsching, уже в средние века. Интермедии и интерлюдии (Fastnachtsspiele)
сопровождают К. с XIII до XVII в. (интермедии Ганса Фольца, Ганса
Розенплита, Ганса Сакса). В конце XVIII в. и начале XIX в. празднование
К. распространяется во многих французских, а также в немецких
прирейнских и южных городах: Кельн, Кобленц, Мюнхен, Нюрнберг. Значение
К. в Германии ослабевает, но всё же и до сих пор К. - народный праздник
в Майнце и особенно в Кельне. Западноевропейский К., как и наша
масляница - остатки тех языческих празднеств, которые знаменовали
переход от зимы к весне, от старого года к новому. Отличительные черты
древнеримских весенних празднеств - очищение водою, зажигание огня на
алтаре Весты, ряженье, процессии, неистовая беготня по улицам, конские
скачки, имеют много общего с зап. европейским К. Вс. Миллер ("Русская
масляница и западноевропейский карнавал", М. 1884) считает его наследием
древнего Рима, отразившимся и на продолжительности карнавальных
празднеств. Церкви, возмущавшейся остатками вакханалий и сатурналий,
удалось, наконец, ограничить народный разгул немногими днями перед
началом вел. поста. Иной взгляд на продолжительность и многие
характеристические черты карнавальных празднеств высказан автором
рецензии на книгу Вс. Миллера ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1884, ь 12). Он
полагает, что зима и начало весны - время после уборки плодов, время
употребления добытого за лето и осень, время надежд на предстоящие
сборы, почему праздничное веселье и приходится на эту пору года. Он
видит также связь между зап. европейским К. и древнегреческими
дионисиями, устраивавшимися в честь Вакха, о которых Вс. Миллер не
упоминает. См. ещё Fahne, "Der К." (Кельн, 1853); v.
Reinsberg-Duringsfeld, "Das
festliche Jahr" (Лпц. 1863).
Ум.
|