(Василий
Андреевич) - знаменитый русский трагик, сын Андрея
К. Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в горном
корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние
спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским
привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в
традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило
в нём следы на всю жизнь. Более благодетельно для К. было влияние П. А.
Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими
произведениями франц. литературы. Дебюты К. на спб. Имп. сцене в 1820 г.
в ролях Фингала (траг. Озерова) Эдипа ("Эдип в Афинах", Грузинцева),
Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна
величественная фигура К. и выразительное лицо его производили огромное
впечатление на зрителей. Белинский передаёт, что театр дрожал от
рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в
триумфальной колеснице, а между тем К. не говорил при этом ни одного
слова. Сначала К. играл в классической трагедии; затем, с 1828 г.,
проникает на нашу сцену романтизм, и К. играет героев новой франц.
драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло,
Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в
артистической деятельности К. Замечательно трудолюбивый, он исполнял
несколько десятков ролей самого разнообразного и серьёзного репертуара.
Дарование К. не природное, а выработано всесторонним и глубоким
изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно
противоположные по характеру роли. К. уступал знаменитому своему
современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его
совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер
("Мария Стюарт"). У Вольфа указаны 37 переводных комедий и драм К.,
шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир"
и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые
переводы К. исполняются поныне ("Графиня Клара д'Обервиль"); немногие
изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ"
(тоже) и др. Ср. В. В. В., "Портретная галерея русских сценических
артистов" ("Репертуар", 1841, приложение, и 1843); "Воспоминания"
Булгарина ("Северная Пчела", 1853, ьь 61 и 64) и Н. Рамазанова
("Москвитянин", 1853, ь 12); В. Стоюнин, "Первое сценическое образование
К." ("Музыкальный и Театр. Вестник", 1856, ьь 1 и 27); "Иллюстрированный
альманах журнала Мода" (СПб., 1857); К. Тагильский, "Воспоминание о К."
(СПб., 1858, из газ. "Золотое Руно"); Г. Максимов, "Свет и тени" (СПб.,
1878, гл. 1): "Записки" С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р.
Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, "Сочинения" (I - III и
IX); "Письма К. к П. А. Катенину, 1825 и 1837" ("Русская Старина", 1880,
т. XXIX), также "СПб. Ведомости" (1871,. ь 130) и в брошюре "Из бумаг
кн. В. Ф. Одоевского" (из "Русского Архива", 1864, ьь 7 и 8); "Первый
дебют В. А. К." и "Последние дни В. А. К." ("Русская Старина", 1889,
июль); "Русские бывшие деятели" (изд. Баумана, т. II); "Хроника спб.
театров" Вольфа (СПб., 1877, ч. 1); Бураковский, "Очерк истории русской
сцены" (СПб., 1877, стр. 39 - 53).
Ум.
|