или
антропофагия, людоедство. Название "каннибалы"
произошло от "Каниба" - имени, которым называли Колумбу жители Багамских
островов обитателей Гаити, страшных, будто бы, людоедов. Впоследствии
название "каннибал" стало равнозначительным антропофагу, хотя, по
Гepрера, "canibal" значило собственно "храбрый". О племенах людоедов
упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков;
у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных
народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) К. был найден и
описан у многих народов, во всех частях света (кроме Европы). Достоверно
известно, что он практикуется местами и теперь, особенно во внутренней
Африке, в Меланезии, на некоторых о-вах Малайского архипелага, в
Австралии, во внутренних частях Бразилии, у некоторых народов сев.-зап.
Америки. Еще в начале нынешнего и в конце прошлого века К. был
распространен и на многих группах о-вов Полинезии, у многих
североамериканских индейцев и эскимосов, в южн. Африке и т.д. В мифах,
преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что К.
не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно констатировать
в мифологии греков в преданиях и сказках немцев и славян и т.д.
Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует
собой одну из стадий развития - род болезни, через которую должно было
пройти всё человечество, все племена, в известный, более или менее
отдаленный период их жизни. Такое предположение невозможно доказать;
доисторическая археология не дает ему достаточных подтверждений. Правда,
были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях
каменного века (пещерах) Бельгии, Италии, Франции, даже в некоторых
древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки,
недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно
неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребений,
давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки
человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных
животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному
же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако,
сомнению, что К. прежде был распространен гораздо шире, чем теперь, и
что следы употребления человеческого мяса, в смысле непосредственного
питания им или в религиозных, суеверных и символических целях, могут
быть констатированы у многих народов. Вопрос о причинах, вызвавших
людоедство, не разъяснен вполне и по настоящее время; они могли быть
различны - то чисто физические, именно голод, то психические,
соединенные с известными представлениями. С другой стороны, однажды
войдя в употребление, людоедство могло поддерживаться и даже получить
более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим
способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе - вот,
по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной
Земли, у жителей некоторых о-вов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут мы
знаем народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами, в
известное время года население (напр., первобытные дикари Австралии)
вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далекие поиски за
дичью приводят его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в
плен враги легко могут быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее
первобытных мотивов К. должна быть признана ярость, инстинктивное
желание уничтожить врага, в буквальном смысле этого слова. Примеры такой
ярости представляет и история культурных народов, когда разъяренная
толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его
сердце, легкие и т.д. Среди дикарей такие случаи были констатированы в
разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается,
впоследствии, представлением, что съедением врага последний совершенно
уничтожается или что его дух переходит в дух его победителя, даёт ему
новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно
известные части тела: глаза, сердце, печень, мозг, или пьется кровь и
т.д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело
сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их
не умерла вместе с телом путём постепенной дряхлости, а продолжала бы
жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до
представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в
Греции показывались могилы Зевса, Дионисия, Афродиты и т.д. Поэтому
воплощенный бог или жрец его, а также царь у некоторых народов
убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других
смертных. Впоследствии, вместо царя или бога, в жертву стали приноситься
другие лица. У семитов, в важных случаях, приносился иногда в жертву,
для блага народа, царский сын; обычай принесения в жертву первенцев
существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву
мальчик, тело которого потом съедалось всеми присутствовавшими; у
ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который
чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога
заменяется съеданием посвященного ему животного или хлеба, которому
придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в
Европе, после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих дикарей
людоедство заключает в себе нечто религиозное, таинственное и
совершается ночью, при участии жрецов или шаманов и т.д. У других диких
или варварских народов оно превращается просто в обжорство, для
удовлетворения которого предпринимаются набеги на соседние племена с
целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто, в культурном
отношении, стоят выше их окружающих, напр., монбутту тропической
восточной Африки или жители о-вов Фиджи. Когда путешественник Шейнфурт
гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца,
так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с
отвращением. В настоящее время людоедство в больших размерах существует
только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии, преимущественно,
следовательно, у тёмнокожих и курчавоволосых племён. Надо думать, что в
скором времени, с распространением европейских колоний, людоедство
окончательно исчезнет, и от него останутся только следы - в народных
мифах, преданиях и верованиях. Ср. Andree, "Die anthropophagie" (Л.,
1887); Воеводский, "К. в греческих мифах" (СПб., 1874); Schaffhausen, в
"Archiv fur Anthropologie" (т.
IV); Bergemann, "Die Verbreitung der
Anthropophagie" (1893); Fraser, "The Golden Rough. A study in
comparative Religion" (Л., 1890), а также многие путешествия и общие
этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.
Д. А.
|