- эпоха или
стадия первобытной культуры,
характеризующаяся незнакомством с металлами и употреблением орудий или
инструментов, сделанных из камня или из дерева, кости, рога. В последнее
время большинство исследователей склоняется к мнению, что эпоха
неолитическая, хотя и отличается довольно явственно от палеолитической
(по характеру орудий, шлифовке многих из них, обладанию домашними
животными, уменью изготовлять глиняную посуду и т.д.), тем не менее
связана с ней непрерывным культурным развитием. Так, новейшая
классификация отложений К. века во Франции, Ф. Салмона, принимает, что
палеолитический (четвертичный) период был связан с неолитическим -
промежуточным мезолитическим временем, так называемой эпохой
Magdaleno-Campignienne. Следующая эпоха, Campignienne, представляет уже
следы глиняной посуды и начало одомашнивания животных; значительная
часть орудий имеет форму неолитических, но шлифовка их часто
несовершенна в ограничивается лишь лезвием орудия. Затем следует эпоха,
которую Салмон называет Chassey-Robenhausienne (от Camp de Chassey, в
деп. Соны и Луары, и известных свайных построек в Робенгаузене, в
Швейцарии); к этой эпохе относятся как свайные постройки К. века, так и
многие места погребений в пещерах и каменные могилы; разнообразие орудий
увеличивается, глиняная посуда становится совершеннее, домашние животные
распространеннее, появляется земледелие и т.д. Наконец, Карнакская эпоха
(Carnaceenne, от Carnac, в Морбигане) характеризуется особенно
дольменами и другими мегалитическими сооружениями, также многими
свайными постройками, древнейшими террамарами, прекрасной полировкой
орудий, началом скульптуры, особенной заботой об обстановке погребений,
первыми следами трупосожжения, употреблением различных новых материалов
для орудий и украшений (ядеит или нефрит, бирюза, янтарь и т.д.) и
первым появлением бронзы. Эта эпоха уже составляет переход к
металлической, а именно к так наз. бронзовому веку. - К. век
констатирован не в одной Европе, но во всех частях света: следы его были
найдены и в Египте, Месопотамии, Индии, Китае - странах с весьма древней
исторической культурой, где К. век должен был окончиться уже за многие
тысячелетия до Р. Хр. Находимые в Африке, в земле, древние каменные
орудия представляют для негров такие же загадочные предметы, как и для
населения нашей части света. В Азии К. век сохранился до недавнего
сравнительно времени лишь у первобытного племени айнов, на о-ве Иезо и
Сахалине, и на крайнем СВ, на Камчатке и у чукчей, где его застали еще
русские в XVIII в. В Америке К. век существовал до прихода европейцев,
след. до XVI в.; в культурных странах Мексики, Центральной Америки и
Перу было, однако, распространено и знакомство с медью (бронзой),
которой пользовались отчасти и кочевые сев. амер. индейцы, но лишь в
форме самородной меди, которую они обрабатывали подобно камню, т.е.
ковали в холодном виде, не умея плавить и отливать орудия в формы. Всего
дольше сохранился каменный век в Австралии, Меланезии и Полинезии. На
о-вах Тихого океана его застали еще в полном развитии мореплаватели
XVIII в., но с тех пор он все более и более уступал место металлической
культуре; теперь собственно в Полинезии он уже давно исчез. На Новой
Гвинее, о-вах Новогебридских, Соломоновых, в Австралии К. в. еще не
закончился, хотя всюду здесь уже известны и железные орудия, получаемые
от европейцев. Большинство камен. орудий, здесь встречающихся,
выказывают следы полировки, часто сделаны весьма искусно и снабжены
точеными деревянными рукоятками; но рядом с ними употребляются и более
грубые орудия, приготовленные путем отбивки и служащие в качестве ножей,
наконечников копий, дротиков, зубцов палиц и т.п. На острове Тасмания
(или Ван-Дименовой Земле), первобытные обитатели которой уже несколько
десятков лет тому назад все вымерли, культура даже не могла возвыситься
над палеолитической. Тэйлор, изучивший все каменные изделия тасманийцев,
сохранившихся в музеях, убедился, что между ними нет ни одного
полированного и что по формам и степени отделки они вполне подходят к
древнейшим палеолитическим орудиям европейского К. века. В настоящее
время К. век, кроме Австралии и Меланезии, сохранился еще у некоторых
более отдаленных племен эскимосов Сев. Америки, у чукчей, у некоторых
индейских племен Аляски (сев. зап. берега Сев. Америки) и у некоторых
племен во внутренности Бразилии. Всем этим племенам известны, однако,
кое-какие европ. изделия (иногда даже ружья новейших систем); они
пользуются камнем только как более доступным материалом, для
приготовления обыденных орудий. Отсюда можно заключить, что и в других
местах, в отдаленные времена, культура К. века сменялась металлической
лишь постепенно, и более бедный класс населения долго еще продолжал
пользоваться камнем и костью. Это подтверждается тем, что каменные
орудия встречаются не только в находках доисторического бронзового и
железного века, но даже среди остатков галло-римской эпохи, в могилах
древних германцев и славян и среди разнообразных изделий древнего
культурного Египта. Возможно, однако, что некоторые из таких К. изделий
имели (в позднейшие эпохи) значение не орудий, а предметов священных или
амулетов. Как в Европе, так и во многих внеевропейских странах народ до
сих пор объясняет древние каменные топоры и стрелки, как "громовые",
т.е. упавшие с молнией или образовавшиеся от падения молнии (такого
мнения держались и многие ученые XVI - XVII веков). Отсюда их священный
характер, их суеверное или религиозное почитание. В Ефесе, Тире,
Орхомене, на горе Иде, в Пессинунте почитались, в древности, К. топоры
или стрелы. Не далее, как в 1767 г., в соборе г. Гальберштадта можно
было видеть подвешенным на одной из колонн древний каменный молоток. В
различных музеях сохранилось не мало украшений и амулетов греческой,
этрусской, римской и позднейшей работы, заключающих в себе древние К.
топоры и стрелки, иногда в дорогой серебряной или золотой оправе, а
также с греческими или руническими на них надписями. Еще более
явственными пережитками К. века являются каменные ножи или оббитые
кремни, употреблявшиеся при религиозных жертвоприношениях и обрядах у
различных народов исторической эпохи. Так, по словам Геродота и Диодора
Сицилийского, бальзамировщики, приготовлявшие в Египте мумии, вскрывали
трупы умерших каменным ножом; острые кремни употреблялись также при
некоторых жертвоприношениях или клятвах - в древнем Риме, в Мексике, при
кастрации себя жрецами Цибелы; острый камень или кремень служил у евреев
в качестве орудия обрезания, а иногда, как говорят, употребляется еще и
теперь для этой цели. Своего рода пережитками каменного века являются
также слова многих языков, не только негритянских или языка басков, но
даже, отчасти, некоторых семитических и арийских - именно связь названий
ножа или топора с корнями, выражающими понятие о камне. Кроме
литературы, указанной при ст. Доисторическая эпоха, см. еще В.
Taylor,
"Researches into the early history of Mankind" (рус.
перевод:
"Доисторический быт", под
ред. Мильгаузена);
Саrtailhac, "L'Age de
pierre dans les souvenirs et superstitions populaires" (П.,
1878); P.
Salmon, "Age de la pierre" (1894); К. von den
Steinen, "Unter den
Naturvolkern Central-Brasiliens" (1894); Woldt, "Cap. Jacobsen's Reise
an der Nordwestkuste Amerikas" (Л. 1884).
Д. А.
|