- занимало среднее
течение Волги и шло от пределов
Нижегородской области на С к землям Пермской и Вятской, а на Ю к
пределам шибанской и Киргиз-Кайсацкой орды. С точностью определить его
границы невозможно; трудно выяснить и состав его населения. Кроме татар,
в пределах К. царства жили черемисы, мордва, чуваши, вотяки, мещеряки и
башкиры. Ему предшествовало в тех местах болгарское или Булгарское
государство.
Русь с давних пор находилась в сношениях, враждебных или мирных, с
местностями, которые заняло впоследствии К. ханство. Сношения эти
усиливаются после того, как центр Русской земли переносится в
Суздальский край. В числе лиц, которых вызывал Юрий Долгорукий в
качестве колонистов, упоминаются и булгары; они же вызывались и в
качестве мастеров для постройки церквей (Лавр. летоп., 433, 437). Для
таких построек из Булгарии вывозился и строительный материал. Есть
известие, что супруга Андрея Боголюбского была булгарка родом. Во время
голода 1229 г. булгары подвозили хлеб. Не прекращались в тоже время и
походы русских на булгар и булгар на русских. В XIII в. татары покорили
Булгарское царство и опустошили страну, но не изменили коренным образом
ее общественного порядка. Города и городское население продолжают
существовать; восстанавливаются города старые, строятся новые.
Укоренившаяся в городах магометанская цивилизация скоро захватывает и
татар. Наряду с этим, по-прежнему, существует и сельское инородческое
население. Некоторые племена исчезли совершенно, но иные из оставшихся
оправились после татарского нашествия и, по мере ослабления Золотой
орды, приобретали независимость. В XIV в. в сношениях с Москвой
действуют вполне самостоятельно мордовские князья; перед самым
основанием К. ханства черемисы и другие инородцы, жившие в Казани и
окрестностях, имели своего вотчича, К. князя Лилибея. Вообще, Будгарское
царство находилось в более тесных отношениях к татарам, чем земля
Русская. В пределах Булгарского царства кочевали татарызавоеватели;
здесь потом они начинали свою оседлую жизнь, подчиняясь влиянию
булгаро-магометанской культуры и, в свою очередь, налагая особый
татарский отпечаток на булгар. Цари булгарские, как и князья русские,
получали от великих ханов ярлыки на царство, но в большей степени играли
роль ханских наместников, чем князья русские - не имели, напр., права
чеканить свою монету и т.п.
Когда Золотая Орда, в XIV в. начинает приходить в упадок, Булгарская
земля нередко становится предметом притязаний со стороны претендентов в
ханы Золотой Орды. В 1361 г. один из полководцев, Хидырь, после целого
ряда убийств, становится ханом; его свергает сын его Темихоржа, затем
опять следует ряд убийств ханов. В это время делается первая попытка
основать самостоятельное царство в Булгарии: Татарский князь Булактемир
ненадолго овладевает Булгарией. На первых порах после покорения Булгарии
татарами сношения ее с русскими становятся редкими. В течение ста лет
летописи молчат о них. С средины XIV века начинается посещение
Булгарской земли новгородскими ушкуйниками, которые были не только
разбойниками, но и колонизаторами. В 1370 и в 1376 годах летописи
говорят о походе русских под началом кн. Бориса Константиновича, родного
брата суздальского кн. Дмитрия Константиновича, против булгарского кн.
Асана. Во время этого похода, в 1372 г., был построен Курмыш на Суре.
Никоновская летопись, говоря о походе 1376 г., упоминает имя. Казань, но
новейшие ученые (П.Савельев, С.М.Шпилевский и др.) полагают, что такого
названия в это время еще не существовало. С постройкой г. Курмыша
сношения русских с Булгарией делаются опять более оживленными. В 1382 г.
летописи передают, напр., об ограблении русских купцов в г. Булгаре. С
царствования вел. кн. Василия Дмитриевича открывается опять ряд походов
против Булгар, которые в борьбе вел. кн. с князем суздальским
поддерживали последнего. В 1398 г. Василий Дмитриевич послал своего
брата Юрия на Булгарию; поход этот был удачен, "и никто же не помнить
толь далече воеваша Русь Татарьскую землю". При преемнике Василия
Дмитриевича, Василии Васильевиче, успехи русских были еще более
значительны. В 1431 г. на волжских булгар был послан кн. Федор Давидович
Пестрой; "он же шед взять их и всю их землю плени". Между тем, один из
ханов Золотой орды, Магмет, изгнанный братом своим Кичимом, искал
убежища в России и занял г. Белев. Он надеялся на содействие и помощь
вел. князя Василия Васильевича, которому, в бытность свою ханом, не раз
оказывал дружбу. Великий князь, однако, приказал хану удалиться из
русских пределов, а когда тот не послушался, выслал против него
многочисленную рать, под начальством Шемяки и Димитрия Красного. Хан
имел войска всего около 3 тыс. Все его мирные, предложения были
отвергнуты. Произошла отчаянная битва, в которой татары, несмотря на
свою малочисленность, одержали победу. Хан не стал продолжать борьбу с
Василием, а двинулся чрез землю Мордвы, прошел Булгарию, построил,
вблизи опустошенного русскими войсками в 1399 г. древнего Саинова Юрта,
новый город Казань, вызвал колонистов из Золотой орды, Астрахани, Азова
и Крыма, провозгласил себя самостоятельным царем казанским и, таким
образом, сделался основателем ханства К. Хотя К. ханство и отделялось от
Золотой орды, но по своему строю далеко не во всем было на нее похоже,
К. цари должны были допустить существование возле себя аристократии, как
учреждения постоянного, с определенным устройством, известными правами,
непременным участием в управлении страною. Этого не было в Золотой орде.
В Казани мы видим биков и мурз, звание которых было наследственным.
Разница между ними заключалась в том, что мурзами были все люди высшего
класса, а биками (князьями) - представители выдающихся родов, причем
титул этот носили только старшие в роде. Некоторые из княжеских родов
пользовались особым значением и назывались карачии - слуги, князья К.
князей, как переводят это название русские летописи. Карачиев
обыкновенно было 4 рода, и представители их, в силу самого рождения,
были непременными членами правительства, во главе которого стоял царь.
Царя окружали уланы, составлявшие царскую гвардию и, по предположению,
являвшиеся представителями чиновного элемента в страже. Служебный
элемент вообще был слаб в К. ханстве: все находилось в руках мурз и
биков. Они являются первыми капиталистами, избирают царя, изгоняют его,
нередко даже умерщвляют, если он приходится им не по нраву. Они
управляют областями, ведут сношения с соседями, решают вопросы о войне и
мире. Каждая знатная семья пользовалась определенным доходом с
государства. Большим значением в Казани пользовалось и духовенство.
Глава духовенства - сеид, сан которого могло занимать только лицо,
ведшее свой род от Магомета, первых халифов или от сеидов - правил
духовными делами, независимо от царя. Влияние его было заметно и на
политических делах. В дипломатической переписке имя его стоит всегда
впереди. Сам царь выходил к нему навстречу, преклонял пред ним главу и
касался, стоя, его руки в то время, как сеид сидел на коне.
Самостоятельные инородческие князья, которые могли существовать при
торговом Булгарском государстве или при военно-деспотической Золотой
орде, в аристократическом К. ханстве должны были потерять свое значение.
Они или исчезают, уступая место начальникам-помещикам, которых назначает
правительство, или входят в состав К. знати, теряя все свои связи с
племенем, или, наконец, остаются при своих коленах, но прежняя власть их
ограничивается и они низводятся на степень простых чиновников К.
ханства. Инородцы платили часть своих заработков, в виде ясака, в
царскую казну, или же правительство отдавало целые волости отдельным
дворянам, предоставляя уже им самим взимать ясак. Такая отдача волостей
являлась закрепощением их населения. Как велик был ясак, платимый
инородцами - неизвестно. Отсутствие сведений о мятежах инородцев против
Казани, а также всегдашняя их готовность действовать вместе с казанцами,
заставляют думать, что положение инородцев в К. царстве не было особенно
тяжелым. Начатое булгарами распространение земледелия, ремесел, торговли
продолжалось и в К. ханстве. Магометанская культура была усвоена
казанцами односторонне, своей чисто формальной стороной, выразившейся,
между прочим, в религиозной обрядности и привязанности к формам; поэтому
она не могла иметь оживляющего значения. Многие инородцы долгое время
оставались в язычестве; другие, напр. башкиры, приняв магометанство, не
оставили своего кочевого образа жизни. Тоже можно сказать о черемисах,
чувашах, мордве, вотяках, большинство которых, приняв магометанство,
продолжало вести скудную жизнь в лесах, занималось звероловством,
отличалось воинственностью. После покорения К. ханства они не раз
принимали участие в восстаниях против русского владычества.
Набеги на Русскую землю начались сейчас же после основания нового К.
ханства. В 1438 г. Магмет явился под Москвой, но взять ее не мог,
несмотря на бегство вел. князя, и удовольствовался грабежом Коломны и
др. городов, лежавших на его пути. Вскоре после того Магмет, или, как он
еще называется, Улумахмет был зарезан своим сыном Мамотяком, 6 июня 1445
г. Мамотяк разбил русских под Суздалем, причем вел. князь был взят в
плен и был выкуплен боярами за большую сумму только чрез год и два
месяца. В конце 60-х годов великий князь Иоанн III объявил войну Казани.
В Казани правил в то время Ибрагим; недовольные им вельможи приглашали
занять престол его отчима Касима, жившего в России. Поддерживая Касима,
великий князь начал в 1467 г. войну, продолжавшуюся около двух лет и
отличавшуюся страшною жестокостью с обеих сторон. После целого ряда
неудач, Русским удалось осадить Казань и принудить Ибрагима заключить
мир на всей воле государевой. Ибрагим удержался на престоле, но должен
был выдать всех пленников, взятых в течение 40 лет. Мир продолжался до
1478 г., когда Ибрагим нарушил его опустошением Вятской области. После
смерти Ибрагима одни хотели возвести на престол Магмет-Аминя, меньшого
сына Ибрагима, другие стояли за старшего сына, Алегама, который и
сделался царем, при помощи ногайцев. МагметАминь удалился в Россию,
получил в поместье г. Каширу и оставался здесь до 1487 г., когда великий
князь объявил войну Казани. Город был осажден, Алегам взят в плен и
сослан в Вологду, а в Казани посажен Магмет-Аминь. Великий князь
получил, таким образом, влияние на дела К. ханства. К. вельможи были
недовольны зависимостью от Москвы и свободным въездом русских людей для
торговли в Казань; они вошли в сношение с шибанским владетелем Мамуком,
который, при их помощи, и занял престол. Мамук царствовал недолго: своею
жестокостью он вынудил вельмож изгнать его и просить у великого князя на
царство младшего сына Ибрагима, АбдылЛетифа. Иоанн согласился, дав при
этом обещание, что Казань всегда будет собственностью рода Ибрагима.
Магмет-Аминь остался в России, получив в поместье Каширу, Серпухов и
Хотунь, где он прославился своим корыстолюбием и жестокостью. В конце
царствования Иоанна III на К. престоле мы встречаем опять Магмет-Аминя.
По смерти своего брата Алегама, он, с разрешения великого князя, женился
на вдове брата, жившей в плену в Вологде. Она и убедила его отложиться
от России. 24 июня 1605 г., во время казанской ярмарки, татары напали на
великокняжеского посла и русских купцов, многих умертвили, других
ограбили. После этого МагметАминь двинулся в Россию, осадил Нижний
Новгород и выжег все посады, но, вследствие раздоров в войске, должен
был отступить. Русские воеводы действовали вяло; к тому же 27 октября
1505 г. умер великий князь. Преемник его Василий III Иоаннович
предпринял весною 1506 г. поход против Казани. Поход был не совсем
удачен для русских; несколько раз одерживали верх татары. Несмотря на
это, Магмет-Аминь не решился продолжать войну и в 1507 г. предложил царю
мир. Вскоре после того, заболев какой-то ужасною болезнью, он прислал
просить прощения у вел. кн. московского, а также присылки в Казань,
после его смерти, воеводы или царя. Магмет-Гирей крымский опасался,
чтобы Василий III не послал в Казань когонибудь из астраханских
царевичей, врагов крымских ханов. Опасения эти не были напрасны. Василий
послал в Казань царем Шиг-Алея, внука хана Золотой орды Ахмата, врага
Гиреев. Шиг-Алей, всем обязанный Василию III, был верным его слугою, но
царствовал недолго, так как его раболепство пред великим князем
московским вызывало неудовольствие К. вельмож. Этим воспользовался
Магмет-Гирей: он произвел в 1521 г. в Казани бунт и посадил на К.
престоле брата своего, СаипГирея. Шиг-Алей и русские послы были отпущены
в Россию. После удачного похода на Москву, Магмет-Гирей составил план
восстановить в первоначальном виде Золотую орду, и с этой целью завоевал
Астрахань. Саип-Гирей, по получении известия об этом завоевании, велел
умертвить всех русских купцов, находившихся в Казани, и царского посла
Василия Юрьева. Это послужило поводом к новому походу русской рати под
Казань. Саип-Гирей бежал при приближении русской рати. Казанцы
провозгласили царем Сафа-Гирея, 13-летнего племянника Саипа. Русские
отступили, а казанцы прислали послов в Москву, прося великого князя
утвердить Сафа-Гирея в царском достоинстве и обещая за это служить
России верно. Василий III требовал доказательств и залога этой верности
и в то же время, чтобы отомстить казанцам, запретил русским купцам
ездить на казанскую летнюю ярмарку и назначил на будущее время местом
ярмарки для торговли с Азией окрестности м-ря св. Макария Унжинского,
разрушенного татарами при Василии Темном. Это - начало теперешней
нижегородской ярмарки. Мера, предпринятая Василием III, много
содействовала подрыву торгового значения Казани, хотя на первых порах
она отразилась неблагоприятно и на благосостоянии русских купцов.
Результатом переговоров с Казанью было пятилетнее перемирие, но скоро,
вследствие оскорбления, нанесенного русскому послу, война возгорелась
снова. Выступившие в 1530 г. войска русские действовали удачно:
Сафа-Гирей был изгнан из Казани. Боясь мести сверженного когда-то
Шиг-Алея, казанцы просили в цари его 15-летнего брата Еналея. С согласия
вел. князя, Еналей был возведен на престол и женился на дочери сильного
ногайского мурзы Юсуфа, Сюнбеке. Казань находилась в это время в
зависимости от Москвы: важнейшие дела К. царства решал вел. князь.
Шиг-Алей, хотя был награжден Каширою и Серпуховым, завидовал брату и вел
переговоры с Астраханью и ногаями, за что и был сослан на Белоозеро.
Хотя казанцы и Еналей обязались, по смерти Василия III, оставаться
верными и Иоанну IV, но противная партия скоро восторжествовала,
возбуждаемая и поддерживаемая Саип-Гиреем. В Казани произошел мятеж, под
руководством царевны Горшанды и кн. Булата. Еналей был умерщвлен, а на
престоле сел опять Сафа-Гирей, женившийся на вдове Еналея, Сюнбеке. Под
влиянием этих обстоятельств, Шиг-Адей опять был выставлен с русской
стороны кандидатом на казанский престол (1536). Против Казани было
отправлено войско, но поход кончился ничем, так как русские и татарские
войска, сошедшись под Лысковым, без битвы отступили. В 1540 г. крымский
хан задумал поход против России и пригласил к участию в нем Сафа-Гирея,
который дошел до Мурома, но, ввиду движения русских войск, отступил
обратно. Неудача этого похода поставила было в Казани вопрос о свержении
Сафа-Гирея: кн. Булат стал сноситься с Москвою, но Сафа-Гирей скоро
опять приобрел прежнюю силу. Нашествие русских заставило его
предполагать козни вельмож: одних из них он умертвил, других выгнал, что
вызвало бунт (1546); Сафа-Гирей бежал, а Шиг-Алей опять сделался царем.
Правление его, впрочем, было фиктивным: царь играл роль пленника, всем
правили вельможи. Так продолжалось около месяца. Начались опять интриги
в пользу Сафа-Гирея. Видя это, Шиг-Алей тайно убежал в Россию, а
Сафа-Гирей в третий раз сел на казанском престоле. Приверженцы русской
партии были частью перебиты, частью убежали в Москву, где подбивали царя
к походу на Казань, говоря о расположении народа к русским. В этом же
смысле говорили и послы горных черемисов. Царь послал войско в казанские
пределы, но дело ограничилось опустошением Казанской обл. В марте 1649
г. Сафа-Гирей умер, оставив двухлетнего сына от Сюнбеки, Утемиш-Гирея,
который и был провозглашен царем. В Москву послали требовать мира.
Ответом на это требование был поход русских против Казани, кончившийся
неудачно. Со стороны казанцев опять начались переговоры, а отец Сюнбеки
предлагал даже выдать ее замуж за Шиг-Алея, чтобы, таким образом,
примирить интересы царя и казанцев. Во времся этих переговоров Иоанн IV
старался укрепиться поближе к Казани: в 1551 г. у устья Свияги был, при
участии Шиг-Алея, основан Свияжск, а вместе с тем покорилась и вся
горная сторона, чуваши, мордва, черемисы. Укрепившись в Свияжске,
русские стали опустошать казанское пределы, в то время как в самой
Казани шли неурядицы вследствие отсутствия твердого правления. Казанцы
послали к Иоанну послов просить о мире; на казанский престол был
возведен Шиг-Адей. Горной стороны, однако, Иоанн IV не возвратил Казани,
и это было причиной неудовольствия как казанцев, так и самого Шиг-Алея.
На Шиг-Алея смотрели в Казани, как на навязанного извне царя, а потому
скоро начались против него козни. Чувство самосохранения привело
Шиг-Алея к жестокости. Во дворце был устроен пир, во время которого были
перебиты знатнейшие вельможи. Это повело к неудовольствию казанцев.
Шиг-Алей, при помощи русских, благополучно оставил престол и удалился в
Россию. Еще раньше казанцы просили принять К. ханство под
покровительство Москвы и прислать наместников. По свержении Шиг-Алея,
русские готовы были уже принять присягу от казанцев, но в конце 1551 г.
в Казани вспыхнул мятеж; к казанцам пристали и горные черемисы. Казанцы
послали искать себе царя в ногайских улусах и нашли его в лице
астраханского царевича Едигера Магмета, который, явившись в Казань, дал
клятву быть непримиримым врагом России. Это вызвало последний поход
русских против Казани, кончившийся ее покорением. 1 окт. 1552 г., после
долгой осады, стены города были взорваны, Казань была взята и разрушена
русскими войсками. Последний К. царь Едигер (Ядигар) попался в плен и
впоследствии, говорят, принял крещение. Вслед за взятием Казани
покорилась Москве Арская обдасть, а также и область луговой черемисы. К.
ханство пало, таким образом, окончательно. Дольше других упорствовали
башкиры, но и они чрез два года должны были покориться.
Литература. В.В.Вельяминов-Зернов, "Исследование о касимовских царях
и царевичах" (т.I - III, СПб. 1864); Рычков, "Опыта К. истории древних и
средних времен" (СПб. 1767); "История о К. царстве", неизвестного
сочинителя (СПб. 1791); Н.Баженов, "К. история" (Каз. 1847); Рыбушкин,
"Краткая история города Казани" (1848 - 1849); П.Заринский, "Очерки
древней Казани, преимущественно XVI в." (Каз. 1877); В.Трофимов, "Поход
под Казань, ее осада и взятие в 1552 г." (Каз. 1890); М. Пинегин,
"Казань в ее прошлом и настоящем"; Н.А.Фирсов, "Положение инородцев
северовост. России в Московском государстве" (Каз. 1866), также в "Учен.
Зап. К. унив." (1864, I); его же, "Инородческое население прежнего К.
царства в новой России до 1762 г. и колонизация Закамских земель в это
время" (Каз. 1869).
Н.Василенко.
Мусульманские источники для истории К. ханства. "Сборник летописей"
на татарском языке составлен при Борисе Годунове и издан в подлиннике
профессором И.Н.Березиным в "Библиотеке восточных историков" (т. II ч.
1, Казань, 1854). Для истории К. ханства это сочинение дает только имена
некоторых ханов. "Рисалеитеварихи бульгарийе", на татарском языке,
сочинение Шереф-эд-дина, сына Хисамэд-дина, в конце XVI в., содержит
только сведения о некоторых могилах мусульманских святых в Казани и
окрестностях. Перевод почти полностью помещен И.Н.Березиным в его книге
"Булгар на Волге" (Казань, 1853), частью - В.В.Вельяминовым-Зерновым в
первой части его "Исследований о касимовских царях и царевичах" (СПб.
1863). Фукс в своей "Краткой история г. Казани" (Казань, 1817; отдельный
оттиск из "К. Известий" за 1817, ьь 67, 68 и 80) пользовался одной
небольшой татарской рукописью. Книга Фукса в настоящее время составляет
библиографическую редкость. Столь же скудны известия о Казани у
историков Крыма, несмотря на тесные сношения между обоими татарскими
ханствами. Из мусульманских сочинений по истории Крыма самое подробное -
сочинение Сеид-Мухаммеда-Ризы: "Ассеб-о-ссейяр" (текст издан в Казани в
1832 г.). Сведения этого автора, как и других крымских историков, не
отличаются ни обилием, ни точностью. Извлечения из этих авторов можно
найти в упомянутом исследовании В.В.Вельяминова-Чернова. В этом же
исследовании приведен рассказ мусульманских историков об основании г.
Казани. Но этому рассказу, Казань была основана после того как Тамерлан
в 1390 г. разрушил г. Булгар. Известие это сомнительно, так как историки
Тамерлана ничего не говорят об этом событии. Во всяком случае, в Казани
еще до Улумахмета было татарское княжество. Вообще мусульманские
источники важны преимущественно для восстановления правильных имен ханов
трех династий.
|