или iога (санскр.
yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточение
духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое
соединение души с Богом, когда душа "чувствует себя в Боге и Бога в
себе". 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, по
преданию, основанная во II в. до Р. Хр. Патанджали; по его имени она
назыв. также Patanjala. Понят Й., как отвлечения мысли от внешних вещей
и сосредоточение их на высшем духе, существовало, однако, еще раньше
Патанджали. Древнейшим учителем школы считается в предании мудрец
Яджнявалкья, ок. 360 г. до Р. Хр.; в его Законнике уже излагается учение
Й. Патанджали, по-видимому, только привел это философское учение в
систему и изложил его в так. назыв. Йогасутра (учебник Й.). Оно имеет
много общего со школой Санкхья, вместе с которой часто упоминается,
откуда возникает даже особый термин (в двойственном числе) - Санкхья-Й.
В подробностях взаимное отношение этих двух школ еще не вполне выяснено.
Общая черта - первичный дуализм духа и материи; методы схожи, но Й.
отличается ясно выраженным теистическим направлением (Санкхья -
атеистична) и признает существование не только индивидуальной души, но
также и всепроницающего верховного духа, свободного от всех влияний,
имеющих силу над прочими душами. Из этого верховного и начального духа
берут начало все отдельные души. Чтобы достигнут соединения души с Богом
указываются определенные благочестивые упражнения и разные виды
умерщвления плоти. Эта практическая сторона учения Й. достигла, с
течением времени, особого развития. Школа Й. возникла, по-видимому,
позднее Санкхья и, быть может, представляет собой теистическое
дополнение или дальнейшее развитие этой последней. Последователи учения
- йоги или йoгины - для достижения конечной цели должны пройти следующие
четыре ступени: 1) изучение правил Й., 2) приобретение совершенного их
знания, 3) применение этого знания на практике и победа над материальным
влиянием первичных стихий, 4) уничтожение всякого сознания своей
личности. Таким образом получается тожество живого духа (Jivatman) с
верховным (Brahma), созерцающего - с предметом созерцания.
Литература: Patanjali, "The Yoga aphorisms" (изд. в Аллахабаде, 1852
- 53; в Калькутте, с комментариями и английским переводом, 1881 - 1883);
"PatanjalaDarahsna or aphorisms of
P. philosophy" (Калькутта, 1880);
"The Yoga
Sutra" (перев. с предислов. и примеч. Бомбей,
1890);
английский перевод под заглавием: "Aphorisms of the Yoga etc.".
Монографии: Paul, "On the Yoga philosophy" (3 изд.,
Бомбей, 1888);
Markus, "Die Yoga Philosophie nach dem Rajamartanda" (Галле,
1886).
С.Булич.
|