- слово из области
богословской терминологии. Христианство
учит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности отцы
древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность
состоит в том, что в Боге три лица (proswpon, persona); другие говорили,
что в Боге три ипостаси (upostasiV=uparxiV, tropoV uparxewV); третьи
понятие "лица" выражали словом onsia, jusiV=substantia, natura (хотя у
других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие,
связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности
выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцами
церкви и церковными писателями повело в IVв. к продолжительным спорам
христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и
произвело-было разномыслие между восточною и западною церквами. Вост.
богословы говорили так: в Боге, при единстве существа, три ипостаси,
словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнут мнение еретика
Савелия, который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя
один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида или лица
(proswpon) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в виде
Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух сут только три имени или
действования (energeiai). Зап. богословы говорили, что в Боге одна
ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три
сущности, сущность Отца - Божескую, сущность Сына - сотворенную, и
сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для
разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на
котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали
епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон
выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили
одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а
вторые тем же словом имели в виду выразить понятиеouias = существо.
Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались
Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в
том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению,
принятому, вслед за Василием Великим и Григорием Богословом, вторым
вселенским собором, слово ипостась всею церковью употребляется как
синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века
некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые
номиналисты или модалисты повторяли учение древних еретиков, что
ипостаси в Боге сут или имена, или проявления, силы (Бог Сын или
ипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух св. - Божия сила или Божие
действование). Некоторые схоластики - Готшальк, Росцелин, Абеляр - и
затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIIIв. учили, что Божеские
И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как
три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге сут
три бога, а не один Бог. Подр. в "Догматич. Богословии" Сильвестра
(т.II).
Н.Б.
|