- музыкальный
термин, обозначающий отношение (по высоте)
одного звука к другому. Звуки или ступени диатонической мажорной гаммы
образуют следующие И.: унисон или прима, секунда, терция, кварта,
квинта, секста, септима, октава. Названия их связаны с числом крайних
ступеней И. и ступеней, находящихся между ними. Ноты читаются от нижней
к верхней. Названия количественных величин И. следующие; прима чистая
(до-до); секунда большая или целый тон (до-ре), состоящий из двух
соседних ступеней диатонической гаммы, между которыми лежит одна ступень
хроматической (до-диез), секунда малая или диатонический полутон
(ми-фа), состоящий из двух соседних ступеней диатонической гаммы;
большая терция (до-ми), крайние ноты которой отстоять на два тона; малая
терция (ми-соль) - крайние ноты отстоят на 11/2 тона; чистая кварта
(до-фа) - крайние ноты отстоять на 21/2 тона; увеличенная кварта (фа-си)
или тритон - на 3 тона; чистая квинта (до-соль) - на 31/2 тона;
уменьшенная квинта (си-фа) - на 2 тона и два полутона; большая секста
(до-ля) - на 41/2 тона; малая секста (ля-до) - на 3 тона и два полутона,
большая септима (до-си) - на 51/2 тонов; малая септима (ре-до) - на 4
тона и два полутона; чистая октава (до-до) - на 5 тонов и два полутона.
Каждый И. расширяется oт повышения в нем, с помощью хроматического
знака, верхней ноты на 1/2 тона или понижения нижней. И. суживается от
понижения верхней ноты или повышения нижней. Энгармонические И. - те,
которые одинаково звучат, хотя различно пишутся, и называются. Есть еще
составные И., выходящие из пределов октавы: нона (8-ва + 2-да), децима
(8-ва + 3-я), ундецима (8-ва + 4-та), дуодецима (8-ва + 5-та),
терцдецима (8-ва + 6-та), квартдецима (8-ва + 7-ма), квинтдецима (8-вa +
8-ва). Чистая прима, октава, квинта, кварта, большие и малые терции и
сексты считаются консонансами, остальные И. - диссонансами. При
перемещении в основном И. нижнего звука на октаву или больший И. вверх
или верхвего звука на такие же И. вниз происходит обращение и изменение
И.
Н.С.
|