-
художественно-промышленное производство, состоящее в том,
что в дерево вделываются куски дерева же, но другого цвета, после чего
общая поверхность фона и этих кусков состругивается вгладь и
отполировывается. При изготовлении таких деревянных мозаик вначале
употреблялось дерево двоякого сорта
- темное и светлое: первое служило для фона, второе для вставок в
него, или же наоборот; но впоследствии стали пускать в дело и дерево,
подкрашенное в различные цвета. Эта отрасль декоративного искусства
возникла, по-видимому, в Италии и достигла там высокого совершенства в
XV ст., в раннюю пору Возрождения, от которого дошло до нас много
прекрасных итальянских И., украшающих преимущественно хоровые седалища в
церквах, напр. в церкви Санта-Мариа-Новелла, во Флоренции. В это время
столяры-интарсиаторы воспроизводили почти исключительно мотивы линейного
или растительного орнамента. С XVI в. И. стала употребляться для
украшения кресел, столов, шкафов, ларцов и др. роскошной мебели и, не
ограничиваясь орнаментом, стала изображать также фигуры человека и
животных, ландшафты и архитектурные виды. Такого рода И., мастерски
изготовлялась в Аугсбурге, Нюрнберге, на Рейне и в Голландии. Во Франции
вкус к И. распространился особенно сильно при Людовике XIV. Здесь она
получила название маркетрии (marqueterie) и достигла удивительного
изящества в мастерской парижского столяра Шарля Буля (1642 - 1732),
мебель которого, благодаря богатству и вкусу своей орнаментации и
тонкости отделки, в большом почете у любителей искусства и редкостей.
Производство И. продолжало процветать во Франции и в последующее время,
при Людовиках XV и XVIII; его не убило наступившее затем пристрастие к
античным образцам, и в мебельных изделиях стиля Империи мы находим,
наряду с бронзовыми украшениями также и деревянно-мозаичную выкладку.
Ныне лучшие произведения маркетрии выходят, по прежнему, из Франции,
хотя они превосходно исполняются и в Англии.
А.С - в.
|