- постоянное
равнодушие или безразличие в отношении к
чемунибудь. Принципиальное значение имеет И. в области высших вопросов
жизни и знания - И. религиозная и философская. Противоположная И.
крайность есть фанатизм, коего не чужда и философия (autoV eja - сам
сказал - пифагорейцев, jurare
in verba magistri).
Обе крайности
обусловлены психологически различием темпераментов, но помимо этого И.
всегда искала себе теоретического оправдания, переходя таким образом в
скептицизм. Кроме скептических соображений философского характера, И.
находит себе общедоступную опору в фактическом существовании множества
отрицающих друг друга систем и учений. Для ума, вышедшего из состояния
непосредственной уверенности, но не имеющего возможности или охоты к
самостоятельному исследованию высших начал, И. представляется самым
естественным исходом. Не следует, однако, думать, что эта точка зрения
непременно совпадает с широким отношением к чужим убеждениям и
верованиям, т.е. с веротерпимостью. Признавая все учения теоретически
ложными, или по крайней мере недостоверными, можно некоторые из них
считать практически вредными и беспощадно преследовать (как
преследовались, напр., христиане неверующими римскими чиновниками или
китайскими мандаринами). Таким образом, веротерпимость, несовместимая с
темным фанатизмом, не всегда совмещается и с его противоположностью -
полупросвещенной И.; она может быть действительно обеспечена лишь во имя
безусловного начала справедливости, при вере в превосходство
нравственной силы над физическою. Вл.Соловьев.
|