: 1)
теоретический (метафизический) - признание
самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических
единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той
или другой его форме. Типичным представителем такого воззрения в
философии следует считать Лейбница, с его монадолоrиeй. 2) И.
практический - вообще утверждение и отстаивание человеческой
индивидуальности против различных естественных и исторических групп и
учреждений, могущих ее подавлять. В более тесном смысле практический И.
означает сознательное стремление (возводимое в более или менее
последовательную доктрину) к тому, чтобы единичные человеческие существа
стали безусловными господами своей жизни, с освобождением их от всяких
принудительных общественных связей. В этом смысле И. противополагается с
одной стороны традиционному строю церковному, государств. и
национальному, а с другой стороны - тем коммунистическим учениям,
которые хотят заменить этот традиционный строй иным, более рациональным,
но столь же (а в иных сферах и еще более) принудительным. Относительно
же первого И. имеет относительное, историческое оправдание именно в тех
случаях, когда данная часть человечества духовно переросла налагаемые на
нее извне принудительные связи. Но в принципе отрицательный И. основан
на недоразумении. Общественность есть неотъемлемое свойство человека,
как такого; люди никогда не существовали и не могут существовать в виде
отдельных изолированных единиц, а с другой стороны прогресс человечества
состоит в том, что первоначальные инстинктивные связи (в диком или
естественном состоянии), превратившись сперва в принудительные
учреждения (внешняя цивилизация), затем все более и более приближаются к
идеалу внутреннего единства по нормам правды и добра (царство
нравственного порядка). Таким образом, нет никакого основания
противополагать, в принципе, индивидуальный элемент общественному, как
два враждебные и исключающие друг друга начала. Единичное лицо имеет, в
меру своего собственного внутреннего содержания, высшее право против
общественной неправды, но не против общества как такого, без которого
само это лицо не могло бы существовать и всякое его право лишено было бы
смысла. В нормальном состоянии человечества, к которому идет история,
индивидуальный и общественные элементы совмещаются в сознательной
нравственной солидарности, не ограничивая, а восполняя друг друга. Вл.С.
|