(греч.) - более
или менее сплошная, от сев. стены храма до
южн., стена, которою отеляется алтарь от средней части в првсл. храме, и
на которой устанавливаются в определенном порядки иконы. В этой стене
три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо пред престолом -
"врата царския"; влево от них северные врата или двери, вправо - южные
врата, прежде называвшийся также дьяконскими. Средние двери называются
святыми, и не имеющим священного сана вход чрез них недозволен. И.
бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду:
на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой
Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов; направо от
царских врат - икона Спасителя, по левую их сторону - икона Божьей
Матери с младенцем на руках; на сев. дверях - чаще архангелы Гавриил и
Михаил, иногда - пророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от
южн. дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых
святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по
усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в И. помещаются:
непосредственно над царскими вратами - икона тайной вечери И. Христа, и
по ту или другую сторону ее иконы главных праздников - событий из жизни
И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду И. ставятся: над иконою
тайной вечери - икона И. Христа в царском или архиерейском облачении, с
предстоящими в молитве пред ним Богоматерию и Иоанном Предтечей (она
называется деисусом); по ту и другую сторону этой иконы - иконы св.
апостолов. В четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных праведников
- пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И. увеличивается
изображением распятия И. Христа. Впрочем, такое устройство И. не всегда
имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И. был
господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть
уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над
Царскими вратами. Устройство И. в виде сплошной стены - относительно
позднего происхождения; в первые века церкви алтарь был весь видим
присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь
решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по
возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми,
а весь И. редко доходит до потолка; обыкновенно сверху И. в приходских
церквах большого размера оставляется более или менее открытое
пространство.
Н. Б.
|