- еврейское имя
("борец с Богом"). Оно дано было Иакову после
таинственной борьбы его ночью с Богом (Быт. XXXII, 28). После этого
события к нему безразлично прилагаются имена Иаков и И., но последнее
получило впоследствии и более широкое значение, так что под ним иногда
разумеется весь народ еврейский, как происшедший от 12 сыновей Иакова -
И., а также и церковь христианская, как духовный И. (Рим. IX, 6).
А. Л.
Израильское царство - специальное название для северного государства,
образовавшегося после распадения еврейского народа на два царства -
иудейское и И. Разделение состоялось вскоре после смерти Соломона, при
сыне его Ровоаме. Причиной отпадения северных колен было как
недовольство огромными налогами, которые взимались для удовлетворения
неумеренной роскоши царей, так и религиозный их упадок, под влиянием
окружающих языческих народов. На этой основе и образовалось отчуждение
между севером и югом. К северному или И. царству отошло десять колен,
след. более 2/3 всего населения, занимавших, к тому же, лучшую и
плодороднейшую часть страны. Но за царством иудейским осталась столица и
в нем храм, главная национальная святыня. Вот почему царство И. при его
кажущемся большом могуществе продержалось менее царства иудейского и
вообще отличалось меньшею устойчивостью в своей внутренней и внешней
жизни. Оно просуществовало 257 лет и имело 20 царей (Иеровоам, Нават,
Вааса, Ила, Замврий, Фагиний и Амврий, Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иахаз,
Иоас, Иepoвоам II, Захария, Селлум, Менаим, Факия, Факей и Осия), по
большей части ничтожных, своим желанием играть несоответствующую
политическую роль навлекавшие на свой народ всевозможные бедствия.
Ложная политика привела царство И. в столкновение с могущественной
Ассирией, цари которой безнаказанно грабили его, пока Салманассар не
взял столицы И. царства, Самарии (722 г. до Р. Хр.), после чего лучшая
часть народа уведена была в плен и царство И. прекратило свое
существование.
А. Л.
|