(IsiV) - греческая
транскрипция имени древнеегипетской богини
Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы
Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и
Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего,
чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих
имен . Подобно Озирису, И. дочь неба (Нут) и земли (Кеба), олицетворение
долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом. Известен миф об убиении
последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его
и воспитании ее сына Гора в болотах Дельты. Другой миф представляет ее
премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось
перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя (Pap. Turin.
131). Как в древнеегипетской литературе (наприм. Pap. Ebers), так и у
классиков (например, у Галена), И. приписывалось изобретение различных
медицинских средств, магических формул (отсюда ее эпитет "великая
волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п. Культ ее из Буто, потом
Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в
которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно
привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии (Pausan. Х, 32),
Филе, где был оракул ее, действовавший еще в V веке по Р. X. Во время
преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с И.
были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст,
Мут, Нейт. Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальние,
сопоставив с И. Астарту и Димитру и др. соответствующие иностранный
женские божества. Но скоро сделан был последний шаг и И. стала
почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела
храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ ее
проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в
эпоху увлечения восточными религиями. Безнравственность культа
неоднократно вынуждала правительство на ограничение или даже совершенное
запрещение его, тем не менее при Домициане он сделался не только
дозволенным, но и поощряемым, так как император и многие его преемники
приняли сан жрецов богини. В честь ее даже беспрепятственно совершалась
процессия "navigium Isidis"
- начало навигации (Lactant. Inst. I, II). Впрочем, в это время культ
И. окончательно сделался выразителем пантеистических идей тогдашнего
общества, на что указывают сохранившиеся гимны. Посвящены И. были:
созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда
праздновалось ее рождение. Как богиня женского плодородия, И.
изображалась в виде коровы, несущей между рогами солнечный диск. Этот же
головной убор не забывался, если богиня изображалась в виде женщины, при
чем иногда к нему присоединялся иероглиф богини. В эпоху синкретизма
нередко богиню изображали в роде азиатских женских божеств с грудями по
всему телу. Сохранилась масса статуэток И. с младенцем Гором на руках.
Б. Тураев.
|