. - В древней
философии так обозначается умопостигаемая и вечная
сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему
явлению. У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее
никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума -
завершать высшим единством всякое рассудочное познание. У Гегеля
своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с упразднением
их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне
процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого
разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя.
У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию
кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение:
идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и
простые представления.
Вл. С.
|