Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Иванов

(Александр Андреевич)  -  знаменитый  исторический  живописец,
род. в  СПб.,  16  июля  1806  г.,  одиннадцати  лет  от  роду  поступил
"посторонним" учеником в имп. академию худож. и  воспитывался  в  ней  с
поддержкою от общества поощрения худож., под главным руководством своего
отца, профессора живописи А. И. Иванова. Получив за успехи  в  рисовании
две серебр. медали, был награжден, в 1824 г.,  мал.  золот.  медалью  за
написанную по программе картину:  "Приам  испрашивает  у  Ахиллеса  труп
Гектора" (наход. у К. Т. Солдатенкова, в М.), а в 1827 г.  больш.  такою
же медалью и званием художника XIV кл., за исполнение другой  программы:
"Иосиф   в   темнице    истолковывает    сны    царедворцам    фараона".
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на  свой  счет
за  границу,  для  дальнейшего  усовершенствования,  но   предварительно
потребовало, чтобы он написал еще картину, а именно на тему: "Белерофонт
отправляется в  поход  против  Химеры".  Удовлетворив  этому  требованию
(картина наход. у М. П. Боткина, в СПб.), И. пустился в путь, в 1830 г.,
и чрез Германию, с остановкою на некоторое время в  Дрездене,  прибыл  в
Рим. Здесь первые его работы состояли в рисовании  с  микеланджеловского
"Сотворения человека", в Сикстинской капелле, и в сочинении  эскизов  на
разные  библейские  сюжеты.  Усердно   изучая   Священное   писание,   в
особенности  Новый  Завет,  он  все  более  и  более  увлекался   мыслью
изобразить в обширной и сложной картине первое явление Мессии народу, но
прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы
над менее значительным, хотя также крупным произведением, и с этою целью
написал, в 1834 г., "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" (наход.
в  Имп.  Эрмитаже)  -  картину,  превосходную  по  красоте   композиции,
благородству  стиля,  рисунку,  краскам  и  экспрессии  мироносицы,   но
исполненную еще совершенно в академическом духе. Она имела большой успех
как в Риме, так и в СПб., где художник был признан за нее,  в  1836  г.,
академиком. Ободренный успехом, И. принялся за "Явление Мессии", глубоко
вдумывался в сюжет, изучал все, что касалось  его  хоть  сколько-нибудь,
делал  множество  этюдов,   советовался   с   знаменитыми   иностранными
художниками,  жившими  в  Риме,   постоянно   переменял   первоначальную
композицию и ее подробности. Процесс  столь  добросовестного  творчества
шел медленно, и годы  летели  один  за  другим  в  заботах  художника  о
получении средств для довершения его  капитального  предприятия,  в  его
сомнениях и колебаниях. Начав работу с  полною  верою  в  божественность
избранной  темы,  он  подвергся  впоследствии  сомнению,   благодаря   в
особенности чтению книги Штрауса о Христе, и  уже  не  мог  трудиться  с
прежним увлечением; кроме того, в последнюю пору его пребывания в Италии
болезнь глаз  мешала  ему  заниматься  с  желаемою  усидчивостью.  Таким
образом, исполнение картины тянулось слишком двадцать лет, (1836 -  57),
и только в 1858 г. И. решился отправить ее в СПб. и явиться туда  вместе
с нею. Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной  из
зал академии худ. составила событие в русском художестве,  небывалое  со
времен  К.  Брюллова.  В  печати  она  была  встречена  противоположными
суждениями: одни восторгались картиною  беспредельно;  другие  находили,
что ее автор, при всем своем усердии, взялся за задачу не по  силам,  не
разрешил ее удовлетворительно, видели в  ней  лишь  собрание  более  или
менее интересных этюдов, не достаточно связанных одним  общим  движением
и, в особенности, одним  общим  колоритным  тоном.  Но  для  большинства
истинно  художественных  людей  она  была  явлением  в  высшей   степени
замечательным. Серьезное, вдумчивое  отношение  И.  к  предмету,  полное
отречение  его  от  рутинных,  академических  взглядов  и  приемов,  его
приверженность к натуре, искание  красоты  не  внешней  и  случайной,  а
обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению
изображенных лиц, - все это завоевало творцу  "Явления  Мессии"  горячее
сочувствие преимущественно молодых художников, было  для  них  настоящим
откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа.  Однако
И.  не  суждено  было  увидеть  плоды  своего  почтенного   труда:   еще
продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена,  как
он сошел в могилу, пораженный холерою, 3 июля 1858 г. После его кончины,
"Явление  Мессии"  было  приобретено  императором   Александром   II   и
пожаловано московскому публичному музею, в котором красуется  и  поныне.
Кроме этой картины, составляющей один из драгоценных памятников  русской
живописи, крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом  и
акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов,  которыми  И.  занимался  в
Риме, отрываясь по временам от  своего  главного  труда.  Они  изданы  в
точных факсимиле немецким археологическим институтом на  счет  капитала,
завещанного ему с этой целью братом живописца, архитектором С. Ивановым.
Ср. М. П. Боткина, "А. А. И., его жизнь и переписка"  (СПб.  1880)  и  в
биoграфич. библиотеке Ф. Павленкова.
   А.  С  -  в

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz