(Александр
Андреевич) - знаменитый исторический живописец,
род. в СПб., 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил
"посторонним" учеником в имп. академию худож. и воспитывался в ней с
поддержкою от общества поощрения худож., под главным руководством своего
отца, профессора живописи А. И. Иванова. Получив за успехи в рисовании
две серебр. медали, был награжден, в 1824 г., мал. золот. медалью за
написанную по программе картину: "Приам испрашивает у Ахиллеса труп
Гектора" (наход. у К. Т. Солдатенкова, в М.), а в 1827 г. больш. такою
же медалью и званием художника XIV кл., за исполнение другой программы:
"Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона".
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет
за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно
потребовало, чтобы он написал еще картину, а именно на тему: "Белерофонт
отправляется в поход против Химеры". Удовлетворив этому требованию
(картина наход. у М. П. Боткина, в СПб.), И. пустился в путь, в 1830 г.,
и чрез Германию, с остановкою на некоторое время в Дрездене, прибыл в
Рим. Здесь первые его работы состояли в рисовании с микеланджеловского
"Сотворения человека", в Сикстинской капелле, и в сочинении эскизов на
разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное писание, в
особенности Новый Завет, он все более и более увлекался мыслью
изобразить в обширной и сложной картине первое явление Мессии народу, но
прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы
над менее значительным, хотя также крупным произведением, и с этою целью
написал, в 1834 г., "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" (наход.
в Имп. Эрмитаже) - картину, превосходную по красоте композиции,
благородству стиля, рисунку, краскам и экспрессии мироносицы, но
исполненную еще совершенно в академическом духе. Она имела большой успех
как в Риме, так и в СПб., где художник был признан за нее, в 1836 г.,
академиком. Ободренный успехом, И. принялся за "Явление Мессии", глубоко
вдумывался в сюжет, изучал все, что касалось его хоть сколько-нибудь,
делал множество этюдов, советовался с знаменитыми иностранными
художниками, жившими в Риме, постоянно переменял первоначальную
композицию и ее подробности. Процесс столь добросовестного творчества
шел медленно, и годы летели один за другим в заботах художника о
получении средств для довершения его капитального предприятия, в его
сомнениях и колебаниях. Начав работу с полною верою в божественность
избранной темы, он подвергся впоследствии сомнению, благодаря в
особенности чтению книги Штрауса о Христе, и уже не мог трудиться с
прежним увлечением; кроме того, в последнюю пору его пребывания в Италии
болезнь глаз мешала ему заниматься с желаемою усидчивостью. Таким
образом, исполнение картины тянулось слишком двадцать лет, (1836 - 57),
и только в 1858 г. И. решился отправить ее в СПб. и явиться туда вместе
с нею. Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной из
зал академии худ. составила событие в русском художестве, небывалое со
времен К. Брюллова. В печати она была встречена противоположными
суждениями: одни восторгались картиною беспредельно; другие находили,
что ее автор, при всем своем усердии, взялся за задачу не по силам, не
разрешил ее удовлетворительно, видели в ней лишь собрание более или
менее интересных этюдов, не достаточно связанных одним общим движением
и, в особенности, одним общим колоритным тоном. Но для большинства
истинно художественных людей она была явлением в высшей степени
замечательным. Серьезное, вдумчивое отношение И. к предмету, полное
отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его
приверженность к натуре, искание красоты не внешней и случайной, а
обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению
изображенных лиц, - все это завоевало творцу "Явления Мессии" горячее
сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим
откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа. Однако
И. не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще
продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена, как
он сошел в могилу, пораженный холерою, 3 июля 1858 г. После его кончины,
"Явление Мессии" было приобретено императором Александром II и
пожаловано московскому публичному музею, в котором красуется и поныне.
Кроме этой картины, составляющей один из драгоценных памятников русской
живописи, крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и
акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов, которыми И. занимался в
Риме, отрываясь по временам от своего главного труда. Они изданы в
точных факсимиле немецким археологическим институтом на счет капитала,
завещанного ему с этой целью братом живописца, архитектором С. Ивановым.
Ср. М. П. Боткина, "А. А. И., его жизнь и переписка" (СПб. 1880) и в
биoграфич. библиотеке Ф. Павленкова.
А. С - в
|