(Жан Goujon) -
франц. ваятель (1510 - 72). Первоначальное
художеств, образование получил во Франции; путешествовал потом по
Италии, где изучал античную скульптуру. По возвращении своем во Францию
подчинился влиянию господствовавшего тогда вкуса. Его первое известное
произведение - статуя, известная под названием: "Диана" - аллегорический
портрет Дианы де-Пуатье, герцогини Валантенуа. Статуя эта украшала
портал замка Ане. Диана изображена нагою и лежащей с луком в руке,
облокотившеюся на шею оленя; ее куафюра состоит из кос, в которые
вплетены драгоценные каменья; возле нее - собака. Эта группа так
понравилась королю Генриху II, что он поручил Г. другие скульптурные
работы в замке Ане. Г. украсил скульптурами также: Экуанский замок
(Есоаеn); отель Карнавале, в Париже, где впоследствии жила г-жа Севинье;
парижскую ратушу, в которой обращали на себя внимание резанные им из
дерева панно: "Двенадцать месяцев"; затем, ворота Сент-Антуан - четырьмя
великолепными барельефами: "Сена", "Марна", "Уаза" и "Венера, выходящая
из волн" (находятся в настоящее время в Лувре). Для церкви монастыря
францисканцев (cordeliers) Г. изваял замечательный барельеф: "Снятие со
Креста". Наконец, ему принадлежит в Париже "Фонтан Нимф", известный
также под назв. Fonlaine des Innocents, начатый при Францискей I и
оконченный при Генрихе II. По мнению Бернини, "этот фонтан есть лучшее
произведение французской скульптуры, как по удивительной гармоничности
между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу. Замечательны
также гужоновские скульптурные украшения той части Лувра, которая была
построена П. Леско. Г. был кальвинист и убит в Варфоломеевскую ночь в
1572 году. В Лувре находятся следующие произведения Г.: барельефы ворот
св. Антуана, "Смерть и Воскресение", "Христос"; бронзы, украшавшие собою
входную дверь замка Ане; скульптурные украшения спальни Дианы де-Пуатье,
и, наконец, знаменитая группа Дианы. В Мальмезоне, бывшем дворце
императрицы Жозефины, находилась другая Диана Г., представленная
стоящей, с луком в руке. Существенные черты таланта Г. заключаются в
необыкновенно развитом чувстве изящества и понимании женской грации;
кроме того, у него нет соперников в изображении юношеских форм. К этим
качествам присоединяется понимание условий монументальной
декоративности, своеобразной, изящной и поэтической.
В. Ч.