- (Gratiae) -
римское, теперь общеупотребительное название
греч. богинь харит (cariteV), с именем которых древние греки связывали
все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой
жизни. Их происхождение, имена и число по разным авторам различны: то
они дочери Зевса и Геры, или Зевса и океаниды Эвриномы, то дочери Гелия
и Айглы, то Бахуса и Афродиты. Гомер не называет их по именам и не
приводит их числа; в Илиаде говорится о Пазифее, как "одной из младших
харит". По Гесиоду, их было три: Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье)
и Эвфрозина (радостное настроение, веселье). Служение харитам было, по
преданию, введено в Беотии царем Этеоклом; отсюда оно перешло на Геликон
и в другие страны Греции. По Павзанию, в некоторых местностях Греции
были только две Г.: Пиндар говорит о трех Г. и называет их так же, как
Гесиод. Как богини прелести и красоты, Г. принадлежат к свите Афродиты;
они сопровождают и Пейфо богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них
последние не могли бы ни действовать, ни пленять. Распространяемое Г.
веселье относится не к области чувственной жизни, но духовной;
наслаждения музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретают,
благодаря Г., особую прелесть и красоту, так что поэты говорили, что не
желали бы видеть Афродиту или муз без Г. Произведения пластического
искусства также находятся под покровительством Г. и еще у Гомера одна из
харит называется женой Гефеста. Храмы Г. находились почти во всех
значительных городах. В честь их устраивались и праздники, например в
Орхомене, где состязались певцы и поэты. Первоначально, в глубокой
древности, статуями Г., как и других божеств, были лишь голые камни;
так, находившиеся в орхоменском храме и упавшие, по преданию, с неба
камни были посвящены Г. Искусство изображало их сначала в одежде; такова
золотая статуя Г. в Смирне, в храме Эвменид, и стоявший при входе в
Акрополь мраморный рельеф, копии с которого находятся в Ватикане, Афинах
и др. По мере развития искусства, одеяние их делалось все более легким,
пока, наконец, при Праксителе оно совсем не было снято. Позднейшее
греческое искусство изображало Г. в виде группы трех стройных, цветущих,
девственных женщин, с миловидными чертами лица, нежно обнимающих друг
друга. Эта группировка, приданная и Кановой своему знамен, произведению,
стала для Г. характерной. Определенных атрибутов у Г. не было; то им
давались цветы: лилия (символ лита), миртовая ветвь (символ любви), чаще
всего роза (символ красоты), - то музыкальные инструменты или игральные
кости. В Риме Г. никогда не были предметом религиозного культа; только
вследствие подражания греческому искусству и поэзии их стали почитать
художники и поэты. Ср. Краузе, "Die
Musen, Grazien und Horen" (1871);
Роберт, "De Gratiis atticis" (в
"Commentationes in honorem Mommsenb
1877).
И. К.