- воображение или
описание строения известного языка во
всех (или только главнейших) его особенностях. Таким образом Г. дает
лишь одну половину знания языка - знакомство с принципами его строения;
знание же лексического (словесного) запаса получается при помощи
словаря. Изображение строения известного языка может преследовать: 1)
чисто практическую цель - научить родному или чужому языку, 2) научную -
представить точно и всесторонне строение языка. В первом случай мы имеем
практическую или школьную Г., заботящуюся не столько о точном и верном
объяснении особенностей языка, сколько о наглядности и легкости почти
механического его усвоения; во втором - научную грамматику, стремящуюся
установить известную законную связь между всеми (по возможности)
типическими фактами описываемого языка и дать им объяснение, принимающее
во внимание все факторы, так или иначе влиявшие и влияющие на развитие
языка. Каждая полная научная Г. представляет следующие отделы: 1)
фонетику, или учение о звуковой системе данного языка, заключающее в
себе точное описание звуков и представление их взаимных отношений
(переход одних звуков в другие, чередование их друг с другом,
исчезновение одних звуков и развитие новых, слияние двух или нескольких
звуков в один, перестановка и т. д.); 2) морфологию, или учение о
внешней форме языка, распадающееся на две части: а) словообразование (из
корней, суффиксов и префиксов) и б) словоизменение или флексия
(склонение, спряжение); 3) синтаксис или учение о сочетании слов в
предложении и о сочетании предложений между собою. С большим развитием
языкознания в научную Г. должен будет войти, как четвертый отдел,
семасиология, или учение о значении слова и его изменениях. В
современных научных Г. встречаются большею частью только первые два
отдела: фонетика и морфология (обыкновенно - одно словоизменение):
синтаксис, в современной науке менее, чем эти два отдела, разработанный,
довольно часто отсутствует. Школьная Г. фонетику (урезанную до
minimum'а) и словоизменение помещает в один общий отдел - "этимологию".
Если Г. освещает факты языка сравнением их с более древними формами того
же самого языка, то она называется историческою; если для объяснения
привлекаются другие родственные (и даже не родственные) языки, то -
сравнительною, если употреблен и тот и другой метод -
сравнительно-историческою. Всеобщая или философская Г. стремится
дедуктивно, из самой природы человеческого языка, вывести все
необходимое и возможное в нем. Подобные Г. были в большой моде в 20 -
40-х гг. этого столетия, но, несмотря на всю законность их целей,
преданы справедливому забвению), ибо исходили из весьма незначительного
запаса фактического знания. Время для такой всеобщей Г. не пришло еще и
теперь; пока научная Г. имеет обыкновенно строго эмпирический и
индуктивный характер. С большим развитием языкознания в научную Г.
должен будет войти, как четвертый отдел, семасиология, или учение о
значении слова и его изменениях. В современных научных Г. встречаются
большею частью только первые два отдела: фонетика и морфология
(обыкновенно - одно словоизменение): синтаксис, в современной науке
менее, чем эти два отдела, разработанный, довольно часто отсутствует.
С. Булич.
|