(Карл, граф Gozzi)
- итальянский драматург и поэт Венеции.
Написал несколько стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл в
прозе и автобиографические записки: "Memoire inutili" (бесполезные
записки); но все это давно забыто и известность Г. зиждется на его
деятельности, как драматурга. И в этом отношении, однако, авторитет,
которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии, в пору
процветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его в
настоящее время - исключительно историколитературное. Драматическая
деятельность Г. выразилась, главным образом, в энергетическом, можно
даже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони, которой он
усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию)
совершенно упустил из виду все что было чисто национального в комедиях
Гольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям последнего
возвысить первобытную и грубую "Commedia dell'arte" на степень
художественной "комедии характеров", увидев и здесь еретическое
посягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точка
Г. была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степени
фальшивым. Г. осуждал Гольдони, напр., за то, что он "представлял на
сцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ее
осязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателю
изяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегда
нравится...". В противодействие Гольдониевской "комедии характеров", Г.
ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) - старое,
малоупотребительное итальянское слово
- и которые представляют собой соединение старого "балаганного"
элемента с романтическим: первого - в виде сохранения, но в довольно
изуродованном виде, старых "стоячих масок", второго - в массе
волшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее к
пантомимам, балетам и т. п. Ко всему этому надо присоединить и
полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой же
из этих пьес ("L'amore delle tre Melarance"), направленной против
Гольдони; за нею последовали "Ворон", "Турандот" (впоследствии перев.
Шиллером), "Король Олень", "Женщина Змея", "Зеленая птичка", которую
автор назвал "философской сказкой" и в главных действующих лицах которой
- двух новых философах - ополчился против новой французской философии.
Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатические
нападки. Fiabe Г. в течение десяти пятнадцати лет пользовались
значительным успехом в массе публики, благодаря их чисто внешнему
интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей.
Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду "комедий
или трагикомедий", которых написал больше двадцати и большинство которых
имеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категории
произведений Г. в настоящее время не появляется на итальянской сцене
почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к ним, как к пьесам
вообще "не хорошим", находит в них постоянное присутствие "интереса,
жизни и веселости". Между тем как часть современной Г. критики
признавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (и
притом итальянская) критика произнесла ему строгий, но во многих
отношениях справедливый приговор: "Гоцци", - говорит Угони
- "обладал большим талантом и фантазиею, но это был враждебный
культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabe
принизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в них
принципы полного обскурантизма". Наиболее полное собрание соч. Г. изд. в
Венеции 1802 г. Ср. Margini, "Carlo
G. e ie fiabe" (1876).
П. В - рг.
|