(Hong-Kong) -
небольшой о-в у вост. берега Китая,
уступленный Англии в 1842 г. по Нанкинскому трактату, и с того времени
ставший англ. колонией. В несколько лет он совершенно преобразился;
развилось громадное торговое движение, сосредоточенное в гл. г. Виктории
(на сев. берегу) и в его гавани. Здесь находится складочный пункт для
трг. Европы с дальним Востоком; город соединен пароходными линиями с
важнейшими гаванями Европы и со всеми гаванями Китая, Японии,
Филиппинских о-вов и Кохинхины, открытыми для европейской трг. У всех
европейских банков, имеющих дела с дальним Востоком, есть в Г.-Конге
главные конторы и запасы серебра: Здесь же большие склады опиума и
европейских мнф. товаров, отправляемых в порты Китая и Японии, частью
через таможни, частью контрабандным путем. Главные трг. фирмы -
английские. Со времени открытия Суэзского канала появилось множество
новых фирм, особенно нем., довольствующихся меньшими барышами, чем
англичане. Трг. опиумом перешла в руки бомбейских парсов (гвебров), а
затем и китайцы стали все более и более забирать трг. в свои руки; так,
напр., трг. с Кохинхиной совсем перешла к ним. Масса населения состоит
из них же. Набережные и соседние улицы заняты казенными зданиями,
банками и купеческими конторами; здесь днем кипит жизнь, а ночью
совершенно тихо, так как европейцы живут не здесь, а в роскошных дачах,
расположенных по склону горы, занимающей внутреннюю часть о-ва. На
вершину горы, называемой пиком Виктории, построена проволочная жел. дор.
Там находится метеорологическая станция, а внизу
- астрономическая и метеорологическая обсерватория. Г.-Конг -
коронная колония, т. е. без законодательного собрания. Пространство - 83
кв. км., население около 220 тыс., в том числе 158 тыс. мужчин. Белых
около 9 тыс., китайцев около 211 тыс. (1890). В 1880 г. в Г.-Конге было
только 160 тыс. жит. Родится 8 на тыс. жит., умирает 23 на тыс.
Население пополняется приливом китайцев с материка. Доходы (1890) - 1995
тыс. фн. стерл. Точный размер внешней трг. неизвестен, за отсутствием
таможни. Считают ввоз в 4 мил., вывоз в 2 мил. фн. стерл. В 1890 г.
пришло 4114 европ. и амер. кораблей, с грузом в 4894 тыс. тонн, и 23512
китайских джонок, с грузом в 1795 тыс. тонн. 112 школ, подчиненных
надзору правительства, с 7170 учениками. А. В.
Гонкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в
1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) - известные французские писатели.
Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие
во всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют
единственный в своем роде пример идеального литературного
сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из
авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных,
талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и
яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников.
Природные артистические наклонности, побудили Г. заняться сначала
живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще,
но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и
постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их
дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Г. сделались
страстными собирателями художественных произведений и редкостей,
превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что
Бурже называет "le gout du bibelot". Живя постоянно среди художественных
реликвий умерших эпох, Г. воспитали в себе особую остроту зрения, умение
понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или
целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой
подготовкой Г. дебютировали в литературе этюдами бытовой и
художественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. "
(1856 - 58), "Histoire de Marie Antoinette" (1858), "Les
Mattresses de
Louis XV" (1860), "La femme au
XVIII s. " (1862), "L'art du
XVIII s. " и
др. В названных этюдах Г., прежде всего, тонкие знатоки искусства, не
выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие
их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. Из массы
накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством
воссоздают живую картину жизни XVIIIст., с ее небрежной грацией и
таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г.
выражается уже вся сущность литературного дарования Г. : они - художники
бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю
сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих
вкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движений человеческой
души.
От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и
написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам
собой. Роман, по определению Эдм. Г., есть "история, как она могла бы
быть". Произведения Г. - точное применение этого определения на
практике. Они опять собирают горы "petits papiers", факты, рисующие
душевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображение
истины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь,
до своему собственному выражению, "sur ie vrai, le vif, ie saignant";
проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают,
наконец, целый ряд романов, в которых воображение авторов играет
наименьшую роль, а все дело - в точном анализе результатов наблюдения.
Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей
современного общества, Г. не делают героями своих романов людей
исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а
напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без резко выраженной
индивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие
оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли даже
слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли,
патологические состояния человеческой души. Самым характерным для
таланта и манеры Г. романом является "Charles Demailly" (напечатанный
впервые в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором
авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных,
пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - жертва
бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его
в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается
инстинктивный ужас Г. перед женщиной и ее властью, их взгляд на
женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что
художник должен жить один, всецело отдавшись своим замыслам и
артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа
Г., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г.
развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют, с
свойственным им обилием характерных деталей, жизнь французских
художников.
Лучшими из романов Г. считаются два этюда женской психологии или,
вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной,
истеричной женщины, с больной волей, страстным темпераментом и слабой
головой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка,
нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с
тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки
непосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "Madame
Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и
портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между
собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих
непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в
литературе заключается в том, что, проникнутые насквозь жизнью века,
связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом,
они внесли эту "modernite" в свои произведения, сделались историографами
своего поколения и стали во главе целой школы романистов
натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с
характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей
человеческого существования. Большую роль в созданной Г. новой формуле
романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и
живописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot qui
peint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Г.; но там,
где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает
поразительные эффекты.
После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),.
старший брат продолжал писать романы, и издал "La fille Elisa", "Les
freres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общим
типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся.
Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с
оригинальничанием, доходят здесь, местами, до крайних пределов,
заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы
младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона
Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в
романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные
литературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьев
с 50-х до 70-х гг. Дневник этот - в высшей степени ценный вклад в
историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с
которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против
Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie
contemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма".
З. В.
|