(Gobelins) -
тканые ковры ручной работы, на которых
разноцветною шерстью и отчасти шелком воспроизведены картины и нарочно
приготовленные картоны более или менее известных художников. Эти изящные
изделия, служащие для украшения стен и иногда для обивки роскошной
мягкой мебели, ведут свое начало от коврово-ткацкого мастерства Средних
веков и эпохи Возрождения, процветавшего сперва в Аррасе, во Фландрии
(appaccкие ковры, аррацци), производившегося потом, в XVI ст.,
преимущественно в Брюсселе и, наконец, доведенного до высокой степени
совершенства во Франции. Свое название Г. получили от семейства, имя
которого перешло к принадлежавшей ему фабрике в местности, где она была
устроена, и к ее изделиям. Родоначальник этого семейства, красильщик
Жилль Гоббелен, прибыв, в царствование франц. короля Франциска I из
Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр
(Biеvre), красильню для шерсти. Его наследники в XVI ст. продолжали
содержать это заведение и прибавили в нему ковровую ткацкую в роде тех,
какими славилась тогда Фландрия. По представлению великого Кольбера,
Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом,
богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким
образом, "Королевскую гобеленовскую мануфактуру", произведения которой,
вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство
королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в
продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на
содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она
продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах
Франции и существует до настоящего времени, как художественное
учреждение, составляющее гордость этой страны. В механическом отношении,
техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера
много терпения, опытности в художественных познаний: хорошим ткачом Г.
может быть только образованный артист, в своем роде живописец,
отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в
полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с
разноцветною шерстью и искусных пальцах; так как ему приходится
воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и
притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы
копировать их с достаточною точностью, он должен быть сведущ в рисунке,
колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того,
обладать еще и полным знанием своих специальных средств. По способу
исполнения, Г. бывают двоякого рода: одни ткутся на станке, в котором
основа натянута в отвесном положении; это более дорогой, трудный, но
вместе с тем и совершеннейший сорт ковров, называемый haute-lisse;
другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное положение,
чрез что труд работающего значительно облегчается, носят название
basse-lisse. Парижская национальная мануфактура с 1826 г. занимается
изготовлением исключительно ковров первого рода. По переводе контуров
оригинала, при помощи кальки и угля, на основу, ткач ковра haute-lisse
помещается с задней стороны своего будущего произведения и начинает
работать маленькими шпульками, на которые намотана шерсть всех
разнообразных цветов и оттенков, встречающихся в колорите оригинала.
Пропуская шпульку с шерстью какого-либо цвета чрез основу и опутывая ею
последнюю, он повторяет эту операцию потребное число раз, а затем
бросает прежнюю шпульку и принимается за другую с шерстью другого
нюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуется
снова. Работа идет медленно, на маленьком пространстве, при чем мастеру
приходится то и дело поворачиваться назад, дабы справляться с помещенным
позади него оригиналом, или вставать с своего места, чтобы взглянуть на
результат работы, получившийся с лицевой стороны основы. Опытный
гобеленщик может исполнить, средним числом, не более 28 кв. см. в день,
или 4/5 кв. метра в год (если считать в году 300 рабочих дней), и
правительство за одно лишь тканье каждого вв. метра платит 2000
- 2100 фр.; целый ковер большого размера обходится в 50000, 75000 фр.
То обстоятельство, что один мастер может работать только над небольшим
кусочком ковра, позволяет нескольким лицам, иногда 5 - 6 человекам,
участвовать в исполнении одного и того же Г. одновременно. Гобеленовская
мануфактура сама приготовляет для себя художников и содержит для них
особое училище, в котором, сверх ткацкого дела, преподаются рисование и
живопись. В 1826 г. к ней присоединена фбр. тканых ковров Савоннери,
основанная в 1604 г. и получившая свое название от помещения, где
некогда находился мыловаренный завод. Фабрика эта специально занимается
выделыванием так назыв. бархатных ковров для пола и для мебели.
Фабрикация ковров basse-lisse, по прекращении ее в гобеленовской
мануфактуре, производится теперь во Франции исключительно в Бове и
Обюссоне. См. Lacordaire, "Notice historique sur les
manifactures
impеriales de tapisserie des Gobelins et de tapis
de la Savonnerie"
(Пар., 1868) и E. Muntz, "La
Tapisserie" (один из томов "Bibliotheque de
l'enseignement des beauxarts").
А. C-в.