, в тесном смысле
слова - собрание резных камней (гемм и
интальи), в широком - собрание произведений пластики вообще,
преимущественно же античной. Под этим названием в особенности известен
музей в Мюнхене, сооруженный в 1816 - 1830 гг. архитектором Л. фон
Кленце и заключающий в себе скульптурные памятники, собранные в 1805 -
1816 гг. баварским королем Людвигом I, тогда еще наследником престола.
Мюнхенская Г. - обширное здание квадратного плана, с наружностью
ионического стиля. Средину главного фасада занимает портик о восьми
колоннах, поддерживающих трехугольный фронтон, поле которого украшено
скульптурною группою "Минервы, покровительницы пластических искусств"
(работы Шванталера и др. художников), воспроизводящей композицию
Вагнера; по обе стороны портика стоят в стенных нишах шесть мраморных
статуй (три справа и три слева). В боковых фасадах имеются также по
шести ниш с подобными статуями. Статуи, вырубленные по моделям Вагнера,
изображают покровителей искусства Перикла, имп. Адриана и знаменитых
ваятелей древности и новейшего времени. Внутри мюнхенская Г.
представляет ряд зал, расположенных вокруг квадратного двора и
освещаемых выходящими на него окнами (за исключением двух угловых зал
заднего корпуса, окна которых выходят наружу). Залы отделаны в римском
стиле; одна из них, так наз. "зала богов", украшена любопытными фресками
Корнелиуса. Среда памятников пластики, хранящихся в этом музее, особенно
замечательны: статуя архаического периода, греческого искусства:
"Аполлон Тенейский", фрагменты двух скульптур, украшавших собою храм
Минервы на о-ве Эгине (так назыв. "Эгинские мраморы"), статуя Аполлона
Кифареда, "Медуза Рондини", торс одного из сыновей Ниобы и мн. друг. А.
С - в.