- струнный
музыкальный инструмент с ручкою (грифом),
постоянными ладами и резонансовым ящиком, имеющим плоское дно и
вогнутости на боках, верхний и нижней деке инструмента. Г. имеет круглый
голосник на верхней деке и кишечные струны, из которых более низкие
обмотаны металлической канителью. Сходство современной Г. с испанскою
пятихоровою, т. е. десятиструнной, у которой по две струны строятся в
унисон с кифарой (cythara), дает возможность придти к заключению, что Г.
распространилась по Европе из Испании. Некоторые полагают, что кифара
была занесена в Испанию маврами. Г. была известна во Франции уже с XI
в., под названиями guiterne, guistеrne, guihtern и т.д. Название
guitarre, т. е. гитара, является уже после ХIII-го в. В конце XVIII века
Г. была любимым инструментом в Германии. К этому же времена относится
изобретение клавишной Г. (TastenGuitarre). По словам Штеллина, Г.,
вместе с мандолиною, была занесена в Россию итальянцами в царствование
императрицы Елизаветы Петровны, но в это время не распространилась в
русском обществе. В конце 1790 г. известный виртуоз в Вильне, Андрей
Осипович Сихра, усовершенствовал Г., прибавив к ней седьмую струну; его
же следует считать изобретателем кварт-гитары, которая строится квартою
выше семиструнной. Семиструнная Г. Сихры приобрела особенную
популярность в России. В начале XIX ст. Сихра издавал в Москве "Journal
pour la guitarre it sept cordes";кроме того, он издал "Экзерсиции" и
"Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары",
посвященную его ученику В. И. Маркову, автору сочинения "Полная школа
для семиструнной гитары, с приложением пьес для вновь
усовершенствованной десятиструнной гитары в указанием ее строя" (1812).
Еще до появления десятиструнной Г., Ляхов прибавил восьмую и девятую
струну к Г. Сихры. Обширное описание Г., со многими рисунками, см. в
труде профессора. А. С. Фаминцына: "Домра и сродные ей музыкальные
инструменты русского народа. М. П.
|