монастырь - в
Имеретии, в 5 - 6 вер. к СЗ от Кутаиса, на
возвышенном берегу р. Цкалцители. Над монастырем находятся развалины
трех церквей, из которых одна со множеством гробниц, выдолбленных в
скалах и прикрытых простыми плитами. Между монастырскими зданиями
особенного внимания заслуживает древняя трапеза, от которой уцелели лишь
наружные стены и портик с роскошною орнаментацией. В Г. три храма,
расположенные один за другим; в них сохранился тройственный алтарь, с
выступающими абсидами. М-рь основан грузинским царем Давидом
Возобновителем (1089 - 1125). Сначала Г. служил просто обителью иноков,
но в первой половине XVI в. он был обращен в епископскую каф. По
упразднении в Пицунде патриаршего престола, в Г. были перевезены
сокровища из Абхазии, а также из турецкой Грузии и Карталинии, в тяжелое
для последней время Г. м-рь служил нередко и резиденцией абхазских
католикосов. Русский посол Никифор Толочанов, посетивший Имеретию в 1650
г., подробно описал Г. м-рь. Мозаики и интересные остатки живописи,
встречающиеся в Г., носят характер византийской работы и отличаются, по
словам проф. Кондакова, большим совершенством в художественном
отношении. Стены м-ря покрыты фресками, изображающими святых и
исторических деятелей Грузии. В ризнице м-ря запечатлены золотые дискосы
и чаши, осыпанные бирюзою: митра католикоса Максима, омофор с ликами
святых Спиридона и Кирилла и двенадцатью праздниками, костяной
святительский посох, два креста царя Баграта, корона великого Баграта,
из дорогой парчи, вся унизанная жемчугом, перстень царя Давида В. с
мощами св. Георгия внутри и прекрасно вырезанным ликом великомученика
сверху, для печати. Много древних икон с интересными историческими
надписями. Особенно роскошно была отделана, при царице Тамаре,
хахульская икона, имеющая форму триптиха или тройного складня. Последний
служит киотом для иконы Божьей Матери, составляющей новейшую копию с
древнего чудотворного лика, написанного по образу дика Богородицы
Халькопратийской, чтившейся издревле в Константинополе. Весь киот
превосходно вычеканен лиственными разводами грузинской работы, но
византийского типа, господствовавшего в грузинском искусстве в XII -
XIII ст. Хахульская икона могла быть исполнена только до 1154 г.; этой
эпохе отвечает вся чеканная работа и орнаментация. Из манускриптов
гелатских следует отметить два пергаментных Евангелия. Миниатюры
грузинско-гелатского Евангелия с греческими подписями носят на себе
яркую печать византийского происхождения и характера и могут быть
введены в общий процесс развития византийской миниатюрной живописи,
Общий состав иконографических сюжетов является в Г. евангелие уже вполне
установившимся. К историческим редкостям Г. относятся также железные
ворота, известные под именем Дербентских, с арабскою надписью. Ворота
эти были вывезены из Ганджи в Грузию отцом Давида В. - Димитрием. Г.
м-рь со времен Давида В. служил усыпальницей царей соединенной Грузии, а
после разделения ее в нем хоронили имеретинских царей. См. Церетели,
"Полное собрание надписей Гелатского монастыря"; Покровский, "Описание
миниатюр гелатского евангелия" (в "Зап. Отд. русск, и славянск, археол.
Имп. русск, археол. общества", т. IV).
А. X.