(Николай
Николаевич) - один из оригинальнейших, по направлению,
русских художников живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимн. в
Kиеве, потом поступил в киевский унив., а оттуда перешел в
петербургский; но на второй же год, оставив унив. и поступил в акд,
худож. (1850), где и занимался 7 лет. За картину "Волшебница андорская
вызывает тень Самуила для царя Саула" удостоен золотой медали и послан
заграницу, где оставался с 1857 - 63 гг. По возвращении в Россию
выставил первую картину ("Тайная Вечерь"), написанную согласно его
настроению и пониманию евангельской истории Иисуса Христа. За этой
картиной последовали: "Вестник Воскресения" и "Христос в Гефсиманском
саду" - картины. написанные художником за границею, куда он вторично
уезжал еще на 7 лет. Во Флоренции он написал портрет с А. П. Герцена
(галерея Третьякова в Москве) в год его смерти, и впоследствии сделал с
этого портрета 4 копии для разных лиц. В 1870 г. возвратился в
Петербург, где написал три исторические картины: "Петр Великий и царевич
Алексей" (особенно замеченная на выставке, где она считалась первою),
"Екатерина II у гроба Елисаветы", "Пушкин в Михайловском"; первая
находится у Третьякова, вторая у г. Полетики, третья приобретена
Н.А.Некрасовым. Кроме того, Г. написал портреты И. С. Тургенева, Н. А.
Некрасова, М. Е. Салтыкова, Н. И. Костомарова, А. А. Потехина ими. др. С
1875 г. поселился в Черниговской губ, где занимал различные должности по
выборам в продолжение 6 лет. С 1862 г. сблизился с графом Л. Толстым,
что, вместе с предварительной внутренней работой, повлияло на род жизни
Г. и характер его художественной деятельности. Он написал картину
"Милосердие или не Христос ли это", желая в нищем изобразить Христа;
впоследствии Г. уничтожил эту картину, как не удовлетворившую никого, в
том числе и самого художника. С 1884 г. он написал ряд картин из жизни
Спасителя, портрет Л. Н. Толстого и сделал 10 рисунков к рассказу: "Чем
люди живы". Картины: "Выход с Тайной Вечери" (собств. Дервиза), "Что
есть истина?" (гал. Третьякова), "Совесть (Иуда)" "Повинен смерти" (суд
Синедриона над Иисусом Христом, 1892) завершили деятельность Г. до
начала нынешнего года. Теперь Г. пишет "Распятие" и продолжает
составление рисунков на евангельские сюжеты. Г. занимался в скульптурой:
он вылепил бюсты В. Г. Белинского и Л. Н. Толстого, из которых второй
замечателен не только, сходством, но и в техническом отношении.
Некоторые картины Г. возбуждали разнообразные толки, как не
соответствовавшие по своей идейности общепринятым способам обработки
избираемых сюжетов; но были и сочувственные отзывы в печати.