(Francesco
Guardi) - итальянский (венецианский) живописец
(1712 - 1793), ученик Каналетто, усвоивший его манеру и технику в
работавший в молодости вместе с ним. Подобно Каналетто, он посвятил себя
исключительно изображению Венеции. Многие картины Г. долгое время
считались принадлежащими кисти Каналетто и только сравнительно в
недавнее время критика определила более точно то, что принадлежит
ученику и что учителю. Из картин, несомненно принадлежащих Г., следует
упомянуть: "Вид Венеции" (в Лувре), изображающий на первом плане порт
Лидо и открытое море, усеянные множеством позолоченных гондол,
наполненных патрициями в праздничных костюмах; дож, на палубе
Буцентавра, выступает из Лидо и направляется к св. Марку. Затем: "Дож,
отправляющийся в церковь Санта-Мария делла-Салуте"; "Четверг на
Масленице в Венеции"; "Праздник Тела Господня" (Corpus Domini); "
Венчание дожа наверху лестницы Гигантов"; "Зала коллегии во дворце
дожей". Во всех этих картинах, здания и вообще архитектурная часть,
трактованные чрезвычайно тщательно и правдиво, служат только
аксессуарами и декораций для веселых, оживленных сцен, или же для
торжественных процессий. При изображении праздников, в картинах Гварди
религиозное чувство как бы уходить на второй план, благодаря
необыкновенному разнообразию фигур и яркому, ослепительному колориту. В
"Зале коллегии" мы видим заседание совета десяти под председательством
дожа; остальная часть залы наполнена публикой в масках. Этою смелостью в
композиции Гварди главным образом и отличается от Каналетто; вероятно
также, что в картинах Каналетто фигуры писаны Гварди. Многими картины
Гварди ценятся в настоящее время гораздо выше картин его учителя,
Каналетто. В Императ. Эрмитаже имеется одно из произведений этого
художника - небольшой венецианский вид. В. Ч.
|