Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Гаршин

(Всеволод Михайлович) - один из наиболее выдающихся  писателей
литературного поколения семидесятых  годов.  Род.  2  февр.  1856  г.  в
Бахмутском уезде, в старой дворянской семье. Детство его было не  богато
отрадными  впечатлениями;   в   его   восприимчивой   душе,   на   почве
наследственности, очень рано стал развиваться безнадежно мрачный  взгляд
на жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно  раннее  умственное
развитие. Семи лет он прочел "Собор Париж. Богоматери" Виктора  Гюго,  и
перечитав его 20 лет спустя, не нашел в нем ничего для себя нового. 8  и
9 лет он зачитывался "Современником". В 1864 г. Г.  поступил  в  7  спб.
гимназию (теперь первое реальное учил.) и по окончании в  ней  курса,  в
1874 г., поступил в горный институт. В 1876 г., он совсем  уже  собрался
отправиться добровольцем в Сербию, но его не пустили, потому что он  был
призывного возраста. 12 апреля 1877 г. Г. сидел с товарищем и  готовился
к экзамену из химии, когда принесли манифест о войне.  В  ту  же  минуту
записки  были  брошены,  Г.  побежал  в  институт  подавать  просьбу  об
увольнении,  а  чрез  несколько  недель   он   уже   был   в   Кишиневе,
вольноопределяющимся  Волховского  полка.  В  сражении  11  августа  под
Аясларом,    как    гласила    официальная    реляция,    "рядовой    из
вольноопределяющихся В. Гаршин примером личной  храбрости  увлек  вперед
товарищей в атаку, во время чего и ранен в ногу". Рана  была  неопасная,
но  в  дальнейших  военных  действиях  Г.  уже  участия   не   принимал.
Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку,  с  полгода  пробыл
вольнослушателем филологического факультета петербургского университета,
а затем всецело отдался литературной деятельности, которую, незадолго до
того, начал с блестящим успехом. Еще до своей раны, он  написал  военный
рассказ "Четыре дня", напечатанный в октябрьской  книжке  "Отечественных
Записок"  1877  г.  и  сразу  обративший  на  себя  всеобщее   внимание.
Последовавшие за  "Четырьмя  днями"  небольшие  рассказы:"Происшествие",
"Трус",  "Встреча",  "Художники"  (также  в   "Отеч.   Зап.")   укрепили
известность молодого писателя и сулили ему светлую будущность. Душа его,
однако, все более и более  омрачалась  и  в  начале  1880  г.  появились
серьезные признаки психического расстройства,  которому  он  подвергался
еще до окончания гимназического курса.
   Сперва  оно  выражалось  в  таких  проявлениях,   что   трудно   было
определить, где кончается высокий строй души и где  начинается  безумие.
Так, тотчас после назначения гр.  Лорис-Меликова  начальником  верховной
распорядительной комиссии, Гаршин отправился к нему поздно вечером и  не
без труда добился свидания с ним. Во  время  разговора,  продолжавшегося
более часу, Гаршин делал весьма опасные признания и давал весьма  смелые

 
советы  всех  помиловать  и  простить.  Лорис-Меликов  отнеся   к   нему
чрезвычайно ласково, с такими  же  проектами  всепрощения  Г.  поехал  в
Москву к обер-полициймейстеру Козлову, затем отправился в Тулу и  пешком
пошел в Ясную Поляну к Льву Толстому, с  которым  провел  целую  ночь  в
восторженных мечтаниях о том, как устроить счастье  всего  человечества.
Но затем душевное его  расстройство  приняло  такие  формы,  что  родным
пришлось поместить его в харьковскую психиатр.  клинику.  Пробыв  в  ней
некоторое  время,  Г.  поехал  в  херсонскую  деревню  дяди  по  матери,
оставался там 1,5 года и,  совершенно  выздоровевши,  в  конце  1882  г.
приехал в Петербург. Чтобы иметь определенный нелитературный  заработок,
он поступил в контору Аноловской бумажной фабрики, а затем получил место
в общем съезде русских железных дорог. Тогда же он женился и  чувствовал
себя вообще хорошо, хотя по временам у него и бывали  периоды  глубокой,
беспричинной тоски. В начале 1887  г.  показались  угрожающие  симптомы,
болезнь развилась быстро, и 19 марта 1888 г. Г. бросился  с  площадки  4
этажа в просвет лестницы и 24 марта умер. Выражением  глубокой  горести,
вызванной безвременною кончиною Г., явились  два  сборника,  посвященных
его памяти: "Красный Цветок" (СПб., 1889, под ред. М. Н. Альбова, К.  С.
Баранцевича и В. С. Лихачева) и "Памяти В. М. Гаршина" (СПб., 1889,  под
ред. Я. В. Абрамова, П. О. Морозова и А. Н. Плещеева), в  составлении  и
иллюстрировании которых  приняли  участие  наши  лучшие  литературные  и
художественные силы.
   В чрезвычайно-субъективном творчестве Г.  с  необыкновенною  яркостью
отразился  тот  глубокий  душевный  разлад,  который  составляет   самую
характерную черту литературного поколения 70-х годов и отличает его  как
от прямолинейного поколения 60-х годов, так в  от  поколения  новейшего,
мало заботящегося об идеалах и руководящих принципах жизни. По основному
складу своей души Гаршин был натура необыкновенно гуманная и  первое  же
его художественное создание - "Четыре дня" - отразило именно эту сторону
его духовного существа. Если он сам пошел  на  войну,  то  исключительно
потому, что ему казалось постыдным не  принять  участия  в  освобождении
братьев, изнывавших под турецким  игом.  Но  для  него  достаточно  было
первого же знакомства с действительной обстановкой войны,  чтобы  понять
весь ужас истребления человеком человека.  К  "Четырем  дням"  примыкает
"Трус" - такой же глубоко-прочувствованный протест против войны.  Что  в
этом протесте не было ничего общего с шаблонною гуманностью, что это был
крик души, а не тенденция в угоду тому лагерю, к которому  примкнул  Г.,
можно видеть из самой крупной "военной" вещи Г. - "Из  записок  рядового
Иванова" (превосходная сцена смотра). Все, что писал  Г.,  было  как  бы
отрывками из его собственного дневника: он не хотел пожертвовать в угоду
чему бы то ни было ни одним чувством, которое свободно  возникло  в  его
душе. Искренняя гуманность сказалась и в рассказе. "Происшествие",  где,
без всякой сентиментальности, он сумел  отыскать  человеческую  душу  на
крайней ступени нравственного падения.
   Рядом с все проникающим чувством гуманности,  в  творчество  Гаршина,
как и в нем самом, жила и глубокая потребность в  деятельной  борьбе  со
злом. На этом фоне создался один из наиболее  известных  его  рассказов:
"Художники". Сам изящный художник слова и тонкий ценитель искусства,  Г.
в лице художника Рябинина показал,  что  нравственно-чуткий  человек  не
может спокойно  предаваться  эстетическому  восторгу  творчества,  когда
кругом так много страданий. Всего  поэтичнее  жажда  истребить  неправду
мира сказалась в удивительно гармоничной сказке "Красный цветок", сказке
полубиографической, потому что и Г., в припадке  безумия,  мечтал  сразу
уничтожить все зло, существующее на земле. Но безнадежный меланхолик  по
всему складу своего духовного и физического существа, Г. не верил  ни  в
торжество добра, ни в то, что победа над злом может  доставить  душевное
равновесие, а тем более счастье. Даже в почти юмористической сказке  "То
чего не было" рассуждения веселой  компании  насекомых,  собравшихся  на
лужайки потолковать о целях и  стремлениях  жизни,  кончаются  тем,  что
приходить кучер и сапогом раздавливает всех участников  беседы.  Рябинин
из "Художников", бросивших искусство, "не процвел" и пошедши в  народные
учителя. И это не из-за так называемых  "независящих  обстоятельств",  а
потому,  что  интересы  личности  в  конце  концов  тоже   священны.   В
чарующе-поэтической сказке "Attalea  princeps"  пальма,  достигнув  цели
стремлений в выбившись на "свободу", со скорбным удивлением  спрашивает:
"и только-то"?
   Художественные силы Г., его уменье живописать  ярко  в  выразительно,
очень  значительны.  Немного  он  написал  -  около  десятка   небольших
рассказов, но они дают ему место в ряду мастеров русской  прозы.  Лучшие
его страницы в одно  в  то  же  время  полны  щемящей  поэзии  и  такого
глубокого реализма, что напр. в психиатрии  "Красный  Цветок"  считается
клиническою  картиною,  до   мельчайших   подробностей   соответствующей
действительности. Написанное  Г.  собрано  в  трех  небольших  "книжках"
(СПб., 1882 и позже). Все они выдержали по  несколько  изданий.  Большим
успехом пользуются повести Г.  и  в  многочисленных  переводах  на  нем"
франц., англ. и др языки.
   С. Венгеров.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz