(Hamburg) -
важнейший из германских вольных городов и первый
морской торговый город Германии и европейского материка, на правом
берегу Эльбы, при впадении Альстера, в 110 км. от впадения Эльбы в
Немецкое море. В северовосточной части города Альстер образует обширный
водоем (Aussenalster), сообщающийся с другим, меньшим, лежащим в
середине города (Binnenalster, Alsterbassin). Рукав Эльбы, входящий в Г.
с востока, разветвляется на многочисленные извивающиеся каналы (Flethe),
которые, соединяясь на южном конце города между собою и с Ольстером,
образуют глубокую Верхнюю гавань (Oberhafen), открывающуюся в главный
рукав Эльбы, образующий на протяжении до границы Альтоны Нижнюю гавань
(Niederhafen), назначенную для морских судов. Верхняя гавань, где
пристают морские пароходы с осадкой до 5 м., имеет пристани, навесы для
товаров и рельсовые пути. Флеты служат для перевозки товаров к складам.
Вокруг города довольно глубокий широкий ров, наполненный водою, остаток
прежних укреплений. Через водные пути внутри города ведут более 60
мостов, через Северную Эльбу построен жел. дор. мост, дл. в 408 м.
Исстари Г. был порто-франко и остался им по присоединении к
Северо-Германскому союзу (1866) и Германской империи (1871). Склады
товаров существовали по всему городу. В начале 80-х годов был принять
закон о включении города Г. в таможенную черту Германии, с 1 июля 1888
г. Для этого пришлось вознаградить владельцев товарных складов внутри
города и построить новые громадный гавани и товарные склады, углубить
Эльбу и на значительном пространстве изменить ее течение. Расходы на это
приняли на себя отчасти империя, отчасти Г. Ни один торг. порт европ.
материка не имеет таких обширных сооружений, как Г.
Г. разделяется на Старый город (Altstadt), Новый (Neustadt),
городскую часть св. Георга и предместье св. Павла (St. Pauli). Старый
город занимает восточную часть города, расположен на очень низком месте
и часто при бурях на большом протяжении затопляется водою, о чем жители
предупреждаются часа за 4 - 5 по телеграфу из Куксгавепа. Новый город
лежит выше и представляет западную часть города. Городская часть св.
Георга, прежде предместье Г., занимает сев. восточную часть города.
Предместье св. Павла простирается к западу до границы Альтоны, прежде
называлось Hamburgerberg и сильно развилось в новейшее время; в нем
главным образом сосредоточивается торговая и мореходная деятельность Г.,
как гавани; здесь находятся большие фабрики, значительные бойни и
большой рынок скота, идущего на убой. Знаменитый водопроводные
сооружения, в 2 км. выше города, снабжают его водою; обширная сеть
подземных сточных каналов отводить в Эльбу нечистоты домов и улиц. После
пожара 1842 г., уничтожившего большую часть города, Г. был перестроен
более правильно и красиво. Главная церковь - св. Николая, с башней в 144
м. вышиною (вторая по высоте в Европе). Основанный в 1528 г.
Буденгагеном Иоганнеум, несколько других средних учебных заведений,
семинария для народных учителей и учительниц, школы ремесленная и
навигационная. Морская обсерватория (Deutsche Seewarte) известна своими
трудами по морской метеорологии. Городская библиотека содержит до 300000
томов и 5000 частью очень ценных рукописей; коммерческая библиотека
имеет около 60000 т. Естественноисторический музей отличается полнотою.
Городская картинная галерея, собрание гамбургских и немецких древностей,
этнографическая коллекция, ботанический сад, зоологический сад; один из
величайших и богатейших в Европе. Многочисленные общества научные,
религиозные и друг.; благотворительные заведения различного рода.
Главным источником благосостояния Г. служит торговля, по своим
размерам уступающая только Лондону, Ливерпулю и Нью-Йорку. Морем в
последние годы ввезено: в 1886 г. 3248 тысяч тонн, на 937 милл. марок, в
1890 г. 5069 тысяч тонн, на 1376 милл. марок; вывезено в 1886 г. 1835
тыс. тонн на 876 милл. марок, в 1890 г. 2512 тыс. тонн на 1260 милл.
марок. Число прибывших судов возрастало следующим образом: в 1861 г. -
1207 паровых и 4012 парусных, всего 5219; в 1871 г. - 2458 паровых и
2981 парусное, всего 5439, в 1887 тыс. peг. тонн; в 1883 г.
- 3939 пар. и 2413 парусн. судов, всего 6352, в 3351 тыс. peг. тонны.
Число отошедших судов в 1861 г. - 5184; в 1871 г. - 2456 паров, и 3001
парусн. суд., всего 5457, в 1887 тыс. регистр. тонн; в 1888 г. - 3939
паров, и 2448 парусных судов, всего 6387, в 3354 тыс. рer. тонн. В 1890
г. вошло 8176 кораблей с 5202 тыс. per. т., вышло 8185 с 5214 тыс. per.
тонн. Число речных судов, прибывших в Г. с верхней Эльбы, равнялось в
период 1861 - 70 г., средним счетом, 5112, с 6148 тыс. центнер. товаров,
а в 1882 г. - 9380, с 18897 тыс. центн. товара. Собственный флот Г.
состоял в 1890 г. из 587 судов, в 538 тыс. тонн (в том числе паровых
312, в 373 тыс. тонн). Рядом с торговлей товарами важную отрасль
торговой деятельности Г. составляют денежные операции. Кроме главного
отделения государственного банка (Reichsbankhanptstelle), здесь
существует ряд частных банков, из которых важнейшие: северно-германский
банк (Norddeutsche Bank), Vereinsbank и коммерческий и учетный банк
(Cummerz und Discontobank). Другую важную отрасль операций Г. составляет
морское страхование; сумма страхования от несчастных случаев на море с
916582950 марок в 1865 г. поднялась в 1882 г. до 1828656200 м. Наконец,
значительным источником доходов Г. служит эмиграция; число лиц,
отправленных из Г. в заатлантические порты составляют 1880 г. - 68887; в
1886 г. - 88663; в 1890 г. - 99350. Гамбургцы отличаются большою
предприимчивостью и опытностью в торговом деле. Еще задолго до нынешнего
увлечения колониями в Германии и не имея военного флота, гамбургцы
заводили обширные сношения не только с цивилизованными, но и с дикими
странами, и в последних устраивали свои фактории и плантации, напр. на
островах Тонга, Самоа, Каролинских, в разных местах берега западной
Африки и т. д. Некоторые из этих стран теперь принадлежат Германской
империи. Благодаря торговле, в Г. накопились большие капиталы; это самый
богатый город Германии.
Мануфактурная промышленность Г. также достигает больших размеров.
Важнейшие отрасли ее - постройка судов на верфях, сахарные заводы,
табачные и сигарные фабрики, чугунно-литейные и сереброплавильные
заводы, приготовлено морских сухарей, убой скота и соление мяса,
вагоностроительные заводы, производство фанерок, мебели, пивоварение,
фабрикация спирта, химические заводы, красильни и т. д. Правильное
пароходство связывает Г. со множеством портовых городов Европы, а также
с Нью-Йорком, Вест-Индией, западным и восточным берегом Южной Америки,
Африкой, восточной Азией и Австралией. В Г. сходится несколько железных
дорога.
Область Г. занимает 410 кв. км. и состоит, кроме самого города с его
предместьями и ближайшими островами и селами, из округа Ритцебюттель, с
местечком того же имени и Куксгавеном , из острова Нейверк и округа
Бергедорф, обыкновенно называемого Фирланде (Vierlande). По данным 1880
г. все население состояло из 453869, в 1885 г. - 518620, в 1890 г. -
622530 ч.. из них 567 тыс. протестантов, 33 тыс. католиков, 8 тыс.
других христиан, 18 тыс. евреев. На город с его форштадтом приходилось
323923 ч.
На основании конституции 13 октября 1879 представителями
государственной власти являются сенат и дума (Burgerschaft). Сенат
состоит из 18 членов; 9 из них должны быть юристами, 7 из купеческого
сословия. Сенаторы избираются ни всю жизнь сенатом и думою вместе;
уклониться от избрания нельзя, под страхом потери политических прав.
Председательствуют в сенате первый и второй бургомистр, ежегодно
избираемые закрытой подачей голосов. Дума состоит из 160 членов; из них
80 избираются всеми платящими налоги гражданами, 40 землевладельцами и
40 действительными или бывшими членами судов и других правительственных
учреждений. Члены думы избираются на 6 лет; каждые 3 года половина
состава думы обновляется. Законы издаются на основании согласного
решения сената и думы; в чрезвычайных случаях постановления сената могут
быть утверждаемы особым комитетом из 20 депутатов думы. В Г. находится
общий с Бременом и Любеком оберландгерихт, ландгерихт с несколькими
уголовными, гражданскими и коммерческими отделениями и амтсгерихт.
Отдельные отрасли управления находятся в ведении депутаций из 2 - 3
сенаторов и известного числа членов думы (служащих бесплатно; уклонение
от службы не допускается). Начальное обучение обязательно. В прежнее
время доходы Г. были весьма значительны, без обременительных налогов; но
тяжелые долги, в которые город был вовлечен французским владычеством, а
позднее большим пожаром, повели за собою увеличение налогов.
Государственный бюджет Г. в 1890 г. составлялся из 51528 тыс. мар.
доходов и 52855 тыс. мар. расходов. Главными источниками доходов служили
прямые и косвенные налоги - 32251 тыс. мар. и доходы с государствен.
имущ. - 12385 тыс. мар. Для покрытия чрезвычайных расходов (на постройки
в гавани, регулирование реки, проложение шлюзов и т. п.) средства
приобретаются путем займа или ассигновок из остаточных сумм. Цифра таких
сверхсметных расходов равнялась в последние годы, в среднем, 10000000
марок. Государственный долг 31 декабря 1881 года составлял 143,8, а 31
декабря 1890 г.
- 234 милл. марок. В германский рейхстаг Г. посылает трех
представителей. Гарнизон его состоит из двух прусских батальонов. Ср. :
"Statistik des Hamb. Staates" (Гамбург,
1891): "Hamburg, die Stadt. Die
Vororte... " (1875); "Hamburg in naturhist. und
medic. Beziebung"
(1876).
Г. (история). Основание Г. относится во времени Карла Великого,
возведшего на месте будущего города укрепление против соседних с
франкским государством язычников. В высшей степени выгодное
географическое положение привлекало сюда множество жителей. Как торговый
пункт, Г. играет роль уже с XII столетия. Императоры, начиная с Фридриха
и, даровали ему ряд привилегий. Как член Ганзейского союза, Г.
становится все богаче и влиятельнее, его территория все расширяется.
Чаще всего у Г. возникали столкновения с датскими королями; так, Фридрих
II и Христиан IV хотели утвердиться у устья Эльбы, но город энергично
отстаивал свою самостоятельность. После падения Ганзы он продолжал свои
широкие торговые сношения с соседними государствами. Население города
быстро возрастало, благодаря, между прочим, непосредственным сношениям
его с Америкой. В начале XIX столетия Г. был одним из богатейших вольных
городов. В борьбе с французами ему пришлось заплатить очень значительную
военную контрибуцию. По Тильзитскому миру Г. был освобожден от
французского постоя, но продолжал терпеть от декретов Наполеона. В 1810
году Г. был присоединен к Франции и стал главным городом нового
департамента Эльбы. В 1813 году русские войска заняли Г. и восстановили
в нем прежний порядок; но вскоре Даву снова овладел им, и он оставался в
руках французов до мая 1814 г., когда его занял Беннигсен. В 1815 г. Г.
признан был вольным городом Германского союза; его торговля быстро
расширилась. События 1848 г. не могли не отразиться на Г.; были попытки
добиться новой конституции, против которых восставал сенат и многие
представители бюргерства. В 1860 г. город получил новое устройство,
сохраняемое им и до настоящего времени с некоторыми лишь
видоизменениями, введенными в 1879 г. В борьбе Пруссии с Австрией (1866)
Г. был на стороне первой и примкнул к Северо-Германскому союзу. В
ведение Пруссии с этих пор перешло все военное дело города.
В конце августа 1892 г. в Г. открылась эпидемия холеры, которая сразу
приняла чрезвычайно острый характер. По 13 сент. заболело 13877 чел.,
умерло 6108. Больных некуда было класть, умерших не успевали хоронить во
время, ощущался крайний недостаток в людях для ухаживания за больными,
перевозки и погребения трупов и т. п.; не веди ни к чему даже обещания
платить по 30 марок в сутки. 3 сент. санитарная комиссия Г. решилась
официально обратиться за помощью к местным социал-демократам и в тот же
день последние выставили отряд в 400 чел. Эпидемия остановила торговлю и
всю общественную жизнь, население разбежалось, гавань была переполнена
судами, которым, в качестве провенансов из зараженной местности, был
закрыт вход во все порты. По вычислениям местных властей, уже к половине
сентября потери Г. от застоя в торговле простирались до 30000000 марок.
Заявление герм. правительства, основанное на мнении Коха, что холеру в
Г. занесли русск. эмигранты, опровергнуто герм. врачами: причина ее -
исключительно в крайне неблагоприятных санитарных условиях Г.
Для истории Г. важна хроника Tratziger'a: "Der alten weitberuhmeten
Stadt Hamburg Chronica und Jahrbucher von der Zeit Carolides
grossen bis
uf das
Keisertume Caroli des
Funften" (1557); затем издания
"Hansa-Rezessen";
Lappenberg, "Hamburg.
Urkundenbuch" (1845); Gallois,
"Geschichte der Stadt
Hamburg" (1867). Лаппенберг основал общество
истории Гамбурга, которое издает журнал "Zeitschrift des Vereins fur Н.
Geschichte" с 1841 г.
и "Mittheilungen des Vereins fur Н.
Geschichte" с
1879 г.