Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Гайдуки

(от  венгерск.  слова  hajdu   -   погонщики).   В   Венгрии
первоначально назывались так пастухи, затем  мадьяры,  сербы  и  валахи,
которые бежали от притеснений турок в леса и  оттуда  вели  партизанскую
войну, и, наконец, пешие легковооруженные воины. Г. составляли  пехотную
милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В  1605  г.
Бочкай отвел им земли и даровал им значительные  привилегии,  которые  в
1613 г. были подтверждены сеймом. До новейшего времени  Г.  пользовались
всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей. Поселения Г. уже  в
XVII  ст.  потерявшие  свое  военное  значение,  составляли   автономный
Гайдуков округ, занимавший 966 кв. км. с населением в 62914 чел. (1869).
В 1876 г. он вошел в состав комитета  Гайду.  От  Г.  получила  название
венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и  в  Польшу.  В  XVIII
стол. Г. стали называться в Венгрии судебные прислужники  присутственных
мест и драбанты магнатов,  а  при  немецких  дворах  -  лакеи  и  т.  п.
прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I Г.
назывались конные барские лакеи. У  южных  славян  Г.  назывались  люди,
уходившие в горы и леса с целью мстить  за  притеснения  турок.  Сербск.
ajduk, болгарск.  айдутин,  турецк.  арамия,  греческ.  клефт  -  разные
названия  этого   класса   людей;   аналогичное   явление   представляют
далматинские ускоки Г. - не простой разбойник; он  -  "мома"  (молодец),
"юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожец был "лыцарь". Таким
выступает  он  в   южно-славянском   эпосе,   в   котором   он   следует
непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами;  "юнацкие
песни" новейшего периода - по преимуществу гайдуцкие. У сербов и  болгар
походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам  Г.  жили  скрытно
дома  или  у  своих  друзей.  В  походе  болгарские  Г.  носили   одежду
обыкновенную и простую,  cepбcкиe  Г.,  напротив,  одевались  в  платье,
расшитое разноцветными украшениями, на груди носили  бляхи  или  крупные
серебряные монеты, а на голове - шелковые шапки, с большою, падавшею  на
грудь кистью. Г. действует иногда один, но чаще  набирает  себе  дружину
(чету) или пристает к  готовой.  Численность  дружины  не  превышала  30
человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это,
вероятно, эпическая  гипербола.  В  случае  нужды,  четы  соединялись  и
помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя (байрак)  и  своего
предводителя  -  арамбашу.  Добыча  делилась  поровну.  Составляя  чету,
дружинники  приносили  клятву  в  соблюдении  справедливости,   верности
данному слову и обету - мстить за  неправду  и  кровь  неповинных  жертв
турецкого ига.  В  дружину  принимался  не  всякий  приходящий,  а  лишь
испытанный   юнак.   Песни   изображают   гайдуков   людьми   набожными,
благочестивыми. Гайдучество считалось  своего  рода  подвижничеством,  в
продолжение которого Г., как наши запорожцы, избегали женского общества.
Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами  становиться  Г.  и
даже  предводительствовать  четами.  В  болгарских  песнях   воспеваются
"войвода Бояна", "мома Елена" и др. В конце прошлого  столетия  известна
была Сирма-войводка, предводившая отрядом Г., которые  долго  не  знали,
что их начальник - женщина. Г. действовали на  турок  страхом  мщения  и
этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознание своей  независимости  и
уверенность в народном сочувствии делали Г. настоящей судебной  властью.
Гайдуцкий суд происходил на общем собрании  дружинников.  Гайдуки  зорко
следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали  злых
турок, смотрели и  за  своими  соотечественниками,  кнезами,  кметами  и
купцами - помогают ли они бедным в  нужде,  защищают  ли  от  турок.  Не
всегда  они  сразу  принимали  крутые  меры;   иногда   они   отправляли
"гласоношу"  или  "книгоношу"  (письмоносца),  с   предостережением   об
исправлении несправедливости в назначенный  ими  срок.  По  отношению  к
изменникам ("отпадникам", "отлюдам")  Г.  были  беспощадны.  Они  всегда
оставляли неприкосновенным девичье  приданое;  ограбить  девицу,  по  их
мнению, было то же,  что  ограбить  церковь.  Народ  считал  подвиги  Г.
настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока  есть  в
лесу Г., до тех пор будет  и  правда".  Когда  народное  негодование  на
притеснителей  перешло,  в  Сербии,  в   восстание,   Г.   явились   его
естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал Г.,  Милош
- также. Знаменитейший из болгарских Г.  -  известный  писатель  Георгий
Раковский.  Пойманного  Г.  турки  сажали  на   кол;   обыкновенно   ему
предлагалось  для  спасения  жизни   принять   магометанство,   но   это
отвергалось  им  с  презрением.  Кроме  сборников   песен   сербских   и
болгарских, см. соч. бывшего болг. Г. Панайота Хитова: "Мое-то путувание
по Стара планина и животописание-то на  некои  Булгарски  стари  и  нови
воеводи", изд. под ред. Л. Каравелова  (Бухар.  1872;  русск,  перев.  в
"Славянском Сборнике", т. II, Спб. 1877); А. Пыпин,  "Герцеговинские  Г.
сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, ь 6).

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz