- одна из сект в
иудействе, получившая начало в первой четверти
II в. до Р. Х. Первоначальные сведения о них находятся у Филона, Иосифа
Флавия и Плиния старшего. Во времена первых двух названных историков Е.
было около 4000. Развеянные в Палестине, они жили сначала в городах и
деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие ученые, составляли
ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более
могущественной партией - эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав
отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших
исследователей - потеряв надежду на успех в борьбе за национальные
начала еврейской жизни, Е. удалились на СЗ от Мертвого моря и, составив
там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками
даже в храме иерусалимском, образовали из себя строго замкнутый орден,
жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей;
принимали в свое сообщество и других, после трехлетнего испытания. При
приеме вступающий в орден должен был под страшною клятвою дать обет:
чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом
неправды, сохранять верность властям, достигнув власти не
превозноситься, не отличать себя от других особою одеждой и украшениями,
обличать ложь в любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них
ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли,
догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы,
верно хранить писания (древние книги) Е. и имена ангелов (по Тосту и
Грецу - таинственные имена Божии). Далее, по рассказу Филона, Е. не
приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в
иерусалимском храме), усердно занимались земледелием, пчеловодством,
скотоводством, ремеслами, а также врачеваньем (посредством произнесения
заклинательных формул и стихов); не делали оружия и отвергали войну;
признавали лишь общую собственность; безусловно отрицали рабство;
помогали друг другу всячески; учили, что все они братья между собою. Все
потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами.
Теософию они считали праздною болтовнею, но много занимались
аллегорическим толковавшем Библии и учением о нравственности. Жили они
не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол;
младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякою заботливостью.
По словам И. Флавия, Моисея Е. ставили непосредственно после Бога
(почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали
смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а
потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла
своим членам вступать в брак; но как скоро жена беременела, муж
прекращал с нею общение, желая доказать, что взял ее не для
удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, Е. не
мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной ее
негодности, но на свои трапезы одевали всегда особого покроя белое
платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими
попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену.
Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чем житейском;
приветствовав солнце молитвою (что вовсе не означает, вопреки мнению
некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома
которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойному и
подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в
холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились
затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним
запрещался), за трапезу, которая имела вид священнодействия. За большие
преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными
клятве не принимать пищи вне его, умирали голодною смертью; искренно
раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у Е. (числом не менее 100) были
"строги и справедливы". В исполнении узаконений своего ордена Е. были
очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден
разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени
вступления, причем одна степень отделялась от другой так строго, что
высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Е.,
особенно глубоко изучившим Св. Писание и приготовленным особыми
аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Е.
учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в
темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека
улетает на небо; для праведной души место вечной жизни - в блаженных
полях по ту сторону океана; злые души вечно мучатся в холоде и мраке. Е.
верили в предопределение. По мнению Неандера, ессейское учение
заимствовано от халдеев, со времени плена вавилонского. По мнению
Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские
идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают Е. учением
чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к
фарисейству и саддукейству. Находят также генетическое отношение Е. с
египетскими терапевтами, расходясь (Гфререр и Газе) в вопросе о том,
которое из этих учений предшествовало другому. Столь же различны мнения
по вопросу об отношении Е. к христианству. Из древних Евсевий
Кесарийский и блаж. Иероним думали, что отрасль ессеев - египетские
терапевты - была не что иное, как первые александрийские христиане,
обращенные ап. Марком, а хранимые ими "писания древних мужей" -
евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на
основании хронологических соображений, не допускающих одновременности
терапевтов и еванг. Марка. Из современных ученых Грец, отрицая
подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину
какой-либо энкратитогностической или монтанистической секты, терапевтов
же признает христианами, но не первыми слушателями ев. Марка, а аскетами
еретического направления. Ученые сходятся в том, что ессеизм до
некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что
между первыми массами последователей И. Христа было много ессеев; но из
них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против
которых предостерегали апостолы. См. прот. И. А. Лебедева, "Ессеи и
терапевты" ("Дух Христианина", 1862); Lucius, "Der Essenisinus und das
Judenthum" (1889); Лурье, "Ессеи" ("Историческое Обозрение", книга IV,
1892).
Н. Барсов.
|