- название
одного из главнейших таинств церкви,
признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его
составляет главное христианское богослужение - литургию. По учению
церквей православной, католической и армяногригорианской, в Е. хлеб и
вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы. Лютеране, не
признают пресуществления, а допускают только соприсутствие
действительных тела и крови Христовых в Е. с хлебом и вином (cum, in,
sub pane); по их учению, однако, вкушающий хлеб и вино Е. приобщается в
ней действительных тела и крови Христовых. Цвингли учил, что в Е. тело и
кровь Христовы присутствуют только для созерцания очами веры, и вкушают
их верные только духовно, мысленно; хлеб и вино не пресуществляются, а
остаются самими собою и служат лишь символами тела и крови Христовых,
воспроизводящими в памяти верных дело, свершенное И. X., причем вкушение
их возбуждает в верующем столь твердую веру в И. X., что дело искупления
делается как бы присущим вкушающему, неотъемлемым достоянием его
существа. Кальвин учил, что христианин в Е. причащается тела и крови Хр.
"реально и субстанционально", но присутствуют они в хлебе и вине не
вещественно, а духовно. Вероисповедание англиканское учит о Е. согласно
с реформатами. В частностях учения о Е. существуют разности между
правосл. и катол. церквами. В первой веществом для Е. служит хлеб
квасный (artoV), во второй - пресный (опресноки). Относительно времени
пресуществления правосл. церковь учит, что оно происходит во время так
назыв. совершительной евхаристийной молитвы, предначинаясь в момент
произнесения воспоминательных слов этой молитвы: "даде св. своим
учеником... рек (И. X.): приимите ядите, сие есть тело мое..." и
совершаясь вполне в момент произнесения просительных слов той же
молитвы: "сотвори хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей
- честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим святым, аминь". По
учению римской церкви пресуществление совершается в момент произнесения
слов Христовых, которыми была установлена Е., а не во время призывания
на св. дары Св. Духа. Правосл. церковь приобщает мирян под обоими видами
- хлеба и вина; католическая церковь приобщает мирян лишь одного тела
Христова, под видом хлеба. Таинство Е. может быть совершено только в
храме, во время литургии, или, по нужде (напр. если церковь сгорела и
еще не отстроена вновь) - и в частном доме, но непременно на антиминсе.
Н. Б.
|