(греч.) кастрат, в
частности оскопленный слуга, предназначенный
к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам
возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления
был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в
сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству
Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е. упоминаются
и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. По
преданию, Периандр, тиран коринфский, отправил к Алиату, царю
лидийскому, 300 керкирских мальчиков для оскопления. Поставленные в
возможность действовать на восточн. властителей и непосредственно, и
через любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали сильное влияние на
ход государственных дел. История всего Востока полна рассказами об
интригах Е., о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой
сложился под влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и Е.
Магометанство, дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное
распространение гаремов, увеличило потребность в Е. В султанском гареме
главный Е. - кизлярагаси (начальник девушек) - имеет под своим
начальством других Е. В интригах сераля они играют видную роль; в Персии
Е. иногда поручаются важные государственные должности. Жадность,
скупость, жестокость - отличительные их черты. Е. бывают черные и белые;
лишь первые совершенно лишены половых органов. Турция получает
обыкновенно Е. из Египта; половина Е. умирает при варварской операции,
совершаемой самыми грубыми орудиями. Из Е. известны в истории философ
Фафорин, Аристоник, полководец Птолемеев, знаменитый Нарзес при
Юстиниане, визирь Ала при Сулеймане II. Моисеев закон положительно
запрещал кастрацию и закрывал для оскопленных вход в Скинию; даже
оскопленные животные не могли быть приносимы в жертву. Церковь не
допускает оскопленных к епископскому сану.
|