(Alexandre
Davy de
La Pailleterie Dumas)
- знаменитый
французский романист (1803 - 70). Отец его был генералом; в жилах его
матери текла отчасти негритянская кровь. Оставшись вдовой в 1806 г.,
мать Д. могла дать сыну весьма скудное образование. Унаследовав от отца
атлетическое сложение и много занимаясь физическими упражнениями, Д.
приобрел железное здоровье и никогда не изменявшую ему бодрость, духа и
жизнерадостность, объясняющую как его неутомимость в работе, так и
эпикуреизм. Был сначала нотариальным клерком, потом получил место в
канцелярии герцога Орлеанского. В 1829 г., следовательно еще раньше
представления "Эрнани" В. Гюго, он дебютировал, как драматург, большой
романтичной драмой "Henri III et sa cour", имевшей блестящий успех,
главным образом благодаря обилию сценических эффектов, преувеличенному
изображению страстей и необузданности языка, т. е. всем внешним чертам
романтизма. Посвятив себя исключительно литературе, Д. поставил на сцену
целый ряд драм и комедий (изд. в 1834 - 36 и
1863 - 74 гг.):
"Christine", "Antony" (наиболее
способствовавшую славе Д.,
как
драматурга), "Napoleon Bonaparte", "Charles VII
chez ses grands
vaissaux", "Richard Darlington", "Teresa", "La Tour de Nesle",
"Catherine Howard", "Angele", "Don Juan de Marana", "Kean", "Caligula",
"Mademoiselle de Belle Isle", "Un mariage sous Louis XV" и
др. В этих
многочисленных пьесах, далеко не все принадлежит на самом деле его перу.
Д. сам любил говорить, что у него было в течение его литературной
карьеры столько же сотрудников, сколько было генералов у Наполеона.
Какова была роль этих сотрудников - дело далеко не разъясненное; по
мнению защитников Д. (Жюля Жанена, Б. де Бюри), он пользовался только
чужими набросками сюжетов и создавал из них совершенно оригинальные
пьесы; другие же, в особенности Мирекур, доказывают документально, что,
за исключением "Christine", "Henri
III", "Charles
Vll" и "Antony",
заимствованных самим Д. из различных источников, Д. не принадлежит ни
одна из пьес, подписанных его именем. Мнение Мирекура подтверждается
отчасти процессом, возникшим по поводу "Tour de Nesle" между Гальярде,
Жаненом и Д. Каждый из них предъявлял авторские права на пьесу, над
которой каждый, поочередно, работал, а между тем Д. поставил ее на сцену
под одним своим именем. Каково бы ни было, впрочем, участие Д. в
авторстве известных под его именем пьес, несомненно, что в общей
сложности они представляют цельный тип драматических произведений,
приближающихся к романтизму только внешними приемами, стремлением к
яркости языка и исторического колорита, к воспроизведению обстановки
изображаемой эпохи; внутреннего же содержания, анализа душевной жизни,
характеров и вообще живых лиц, в пьесах Д. очень мало.
Несмотря на громкий успех некоторых. пьес Д., затмивший, на время,
даже славу В. Гюго, главный источник популярности Д. кроется, однако, не
в них, а в его бесчисленных романах, повестях, дневниках, путевых
заметках и т. д. Он написал громадное количество томов о своих путевых
впечатлениях, причем не стеснялся давать подробные отчеты о путешествиях
по странам, в которых никогда не был. Известнейшие
из этих путевых
заметок: "Impressions de voyage (en Suisse)",
"Excursions sur les bords
du Rhin", "Le Speronare", "De Paris a Cadix", "Le Caucase", "De Paris a
Astrakan" (много величайших курьезов).
Как романист, Д.
дебютировал
короткими новеллами: "Le Cocher de cabriolet",
"Blanche de Beaulien" и
др., за которыми последовали более длинные
повести: "Le Capitaine Paul",
"Ascanio", "Sylvandire" etc. и, наконец,
его знаменитые
многотомные
романы: "Les trois mousquetaires", с
двумя продолжениями:
"Vingt ans
apres" и "Dix ans plus tard ou le Vicornte de
Bragelonne", "Le Comte de
Monte-Christo", "La Reine Margot", "Le Chevalier de la Maison Rouge",
"La Dame de Monsorean" (1846), "Le Batard de MauIeon" (1846), "La
Comtesse de Charny" (1853 - 1855) и др.
Огромное количество вышедших за
подписью Д. томов романов и повестей выдвигает в еще более острой форме
вопрос о так называемых сотрудниках Д. Несколько процессов, возбужденных
против Д., обнаружили феноменально легкомысленное и бесцеремонное
отношение романиста к своим произведениям: выяснено, напр., что он
выставлял свое имя на обложке книг, которых он даже не читал, а в
процессе 1847 г. доказано было, что за один год Д. напечатал под своим
именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течете
целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Из бесконечной
массы написанного Д. (насчитывается приблизительно 1200 т. его
произведений) Мирекур оспаривает у него самое лучшее: "Trois
Mousquetaires", "Monte-Christo",
"Chevalier de
la Maison
Rouge" он
приписывает О. Макэ, "Ascanio", "Amaury"
- Мерису, "Georges" - Мальфилю
и т. д. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Д., романы его
имеют несомненное "фамильное сходство". Помимо смены вечно новых и
разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер удали,
веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого Д. Лучшим
романом Д. считается его героическая эпопея о похождениях трех (или,
вернее, четырех) мушкетеров, в которой Д. создал (почти единственный
среди его произведений) вполне определенный тип д'Артаньяна,
остроумного, весёлого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям
и вместе с тем отлично охраняющего свои интересы. Любимые герои Д. -
доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и
женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за рукоять шпаги при каждом
удобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими видоизменениями,
повторяется во всех романах Д. и составляет центр интриги. В сравнении с
ним женские фигуры в романах Д. слабы и бледны, также как и в его
драмах. Исторические романы Д. ("Balsamo", "Collier
de la Reine", "Ange
Pitou", "Chevalier de la Maison-Rouge") столь же фантастичны, как и
романы похождений, в роде Монте-Кристо; исторический сюжет служит ему
только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него
картину. Много зарабатывая, Д. еще больше тратил; он то строит себе
великолепный замок Монте-Кристо, то должен скрываться от кредиторов. В
1847 г. он сделался директором "Theatre Historique", на котором ставил
много своих пьес; особенный успех имела "Chevalier de la Maison Rouge",
из которой заимствована революционная песня 1848 г.: "Mourons pour lа
patrie". После 1848 г. он издавал очень недолго жившую газету "Mois" и
вздумал заняться политикой, но его кандидатура в депутаты не имела
успеха. В 1864 - 60 г. он был редактором "Le Mousquetaire",
переименованном потом в "Monte-Christo". В своих мемуарах Д. с большой
откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает подробности о себе и
о жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Д. была
печальная; он был очень стеснен в средствах, обременен долгами и жил в
уединении. См. Blaze de Bury, "A. Dumas"; Dubarry, "4
celebrites"
(1874); Mirecourt, "Les Contemporains". A. de Boissieu, "Lettres d'un
passant" (1869); Jules Janin, "A. D.".
З. Венгерова.
Дюма-сын (Alexandre Dumas fils) сын предыдущего, знаменитый франц.
драматург, член франц. акд. Род. в 1824 г. Мать его была простая
парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и
спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто цыганской
натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny,
Д. отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. 18-ти лет он
начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился
его первый стихотворный сборник: "Peches de jeunesse"; за ним последовал
ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние
отца ("Aventures de quatre
femmes et
d'un
perroquet", "Le Docteur
Servans", "Cesarine", "Le
Roman d'une
femme", "Trois hommes
forts"
etc.), а потом и более оригинальные романы и повести: "Diane de Lys",
"Un paquet de lettres", "La dame
aux perles", "Un cas de rupture" и др.
Талант Д. сказался в полном объеме только тогда, когда он перешел к
психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы
общественной и семейной жизни и решал их по своему, со смелостью и
талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих
блестящих драм "a these" открыла "La Dame аuх Саmelias" (написанная
первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852
году, после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей
представлений пьесы, как слишком безнравственной. В "Даме с камелиями"
Д. выступил защитником "погибших, но милых созданий" и сделал из своей
героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины,
стоящей несравненно выше осуждающего ее света. Прототипом М. Готье
послужила актриса Marie Daplessis, первая исполнительница "Dame aux
Camelias" и других героинь Д. За первой драмой последовали: "Diane de
Lys" (1851), "Demi-Monde"
(1855), "Question d'argent"
(1857), "Fils
Natarel" (1858), "Pere Proaigue"
(1859), "Ami des femmes" (1864), "Les
Idees de m-me Aubray"
(1867), "Princesse Georges" (1871), "La
femme de
Claude" (1873), "Monsieur Alphonse" (1873), "L'Etrangere" (1876). Во
многих из этих пьес Д. - не просто бытописатель и психолог, исследующий
явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист,
нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности.
Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает
вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о
свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных
общественных отношениях, и т.д. Своей блестящей защитой того или другого
принципа Д. несомненно придает большой интерес своим пьесам; но
предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредить
иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее,
серьезными художественными произведениями, благодаря неподдельной
искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным
фигурам - Маргариты Готье, Магсеline Delaunay и др. Издав собрание своих
драм (1868 - 1879), с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные
мысли, Д. продолжал писать для сцены. Из его новейших пьес наиболее
известны: "Princesse de Bagdad" (1881), "Denise" (1885), "Francillon"
(1887); кроме того, он написал "Comtesse Romani", в сотрудничестве с
Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin); "Les Danicheff"
- с П. Корвином (подписана P. Nevsky). Задетые им в драмах социальные
вопросы Д. разрабатывал также в романах ("Affaire Clemenceau") и
полемических брошюрах. Из последних особенно известны "L'homme-femmine",
"La Question du divorce"; "Recherche
de la paternite" и др.
З. Венгерова.
Дюма (Jean Baptiste A. Dumas)
- французский химик (1800 - 84, Д. был
в молодости аптекарем в Женеве. Знакомство с Пикте, Декандолем,
Деларивом и др. учеными побудило его к научной деятельности. Умелое
участие в химико-физиологических исследованиях Прево обратило на Д.
особенное внимание его ученых друзей. По совету А. Гумбольдта Д.
отправился в 1823 г. в Париж, где нашел сочувственный прием со стороны
выдающихся химиков. В Париже Д. скоро устроился, получив место
репетитора, а после и профессора химии в Атенее (Athenee), в Ecole
centrale des
arts et
manufactures в в Сорбонне. Лекции Д. были
замечательно увлекательны. В 1832 г. Д. основал свою частную
лабораторию, где и работал со своими многочисленными учениками,
соперничая в создании школы химиков с знаменитым Либихом. С 1843 г.
общественная деятельность часто отрывала Д. от кафедры и лабораторного
стола. Ему приходилось участвовать в работах по снабжению водой Парижа,
в борьбе с болезнью шелковичного червя, с филлоксерой и пр. С 1849 -
1852 г. Д. был министром земледелия и торговли. С 1868 г. на Д. легли
еще новые обязанности: он был избран непременным секретарем акд. наук,
членом которой он был уже давно. Своими трудами Д. оказал большое
влияние на ход развития органич. химии. Исходя из известного Гей-Люссаку
и др. факта, что хлор может становиться в химич. соединениях на место
водорода, Д. исследовал целый ряд случаев такого замещения (болотный газ
- хлороформ, альдегид - хлорал, уксусная - трихлоруксусная кислота).
Опираясь на эти исследования, Д. создал учение о металепсии (замещении)
и теорию типов химич. соединений. Несмотря на ожесточенное сопротивление
Берцелиуса и Либиха, теория типов Д., одержала верх над дуалистической
теорией и теорией радикалов и тем проложила путь современным унитарным
воззрениям. Д. установил понятие о гомологии органич. соединений, чему
способствовали его работы с Пелиго над древесным (метиловым) спиртом и
над эталем, гомологами винного спирта. Д. первый получил нитрилы
органич. кислот непосредственным отнятием воды при помощи фосфорного
ангидрида из аммонийных солей этих кислот. Д. принимал участие в решении
вопроса о величине атомных весов элементов, производя вместе со Стасом
точнейшие определения атомного веса кислорода, углерода, хлора и
кальция. Д. был замечательным химиком-аналитиком; как классич. пример
анализов можно привести определения состава воздуха, произведенные Д. и
Буссенго. Предложенный Д. способ определения азота в органич.
соединениях получил всеобщее распространение, равно как и его способ
определения плотности пара. Кроме многочисленных мемуаров, напечатанных
в Comptes reudus и в Annales
de Chimie
et de
physique (одним из
издателей которых Д. был с. 1840 г.) Д. написал следующие сочин.:
"Traite de
chimie appliquee
aux arts" (1828) - курс
технологии,
служивший образцом многим позднейшим сочинениям этого рода; "Lecons sur
la philosophic chimique" (1837), где он излагает историю развить химич.
теорий; особенною известностью и распространением пользовалась книга
"Essai de statique chimique des etres
organises" (вмести с Буссенго,
1841), в которой жизнь животных и растений, обмен и круговорот веществ в
природе рассматриваются с химич. точки зрения. Следует упомянуть также о
многочисленных некрологахречах, посвященных памяти Пелуза, Балара,
Реньо, Фарадея и др. Под редакцией Д. было издано полное собрание
сочинений Лавуазье. Биографию Д. см. А. В.
Гофман в "Ber. des Deut.
Chem. Gesel.".
В.Я.
|