(Надежда
Андреевна; известна также под именем Александра
Андреевича Александрова) - кавалерист-девица и писательница. Род. Д. в
1783 г. (а не в 1789 или 1790 г., который обыкновенно указывают ее
биографы, основываясь на ее же "Записках"), от брака гусарского
ротмистра Д. с дочерью малороссийского помещика Александровича, вышедшей
за него против воли родителей. Д. с первых дней должны были вести
скитальческую, полковую жизнь. Мать, страстно желавшая иметь сына,
возненавидела свою дочь, и воспитание последней было почти всецело
поручено гусару Астахову. "Седло", говорит Д., "было моею первою
колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками
и забавами". В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе
привычки и наклонности резвого мальчика. В 1789 г. отец Д. поступил в г.
Сарапул, Вятской губ., на место городничего. Мать стала приучать ее к
рукоделию, хозяйству; но дочери не нравилось ни то, ни другое, и она
втихомолку продолжала проделывать "военные штуки". Когда она подросла,
отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на котором скоро стала ее
любимым удовольствием. Восемнадцати лет Д. была выдана замуж и через год
у нее родился сын (об этом в "Записках" Д. не говорится). Она сблизилась
с есаулом казачьего отряда, стоявшего в Сарапуле; возникли семейные
неприятности, и она решилась осуществить свою давнишнюю мечту -
поступить в военную службу. Воспользовавшись отправлением отряда в
поход, в 1806 г., она переоделась в казацкое платье и поскакала на своем
Алкиде за отрядом. Нагнав его, она назвалась Александром Дуровым, сыном
помещика, получила позволение следовать за казаками и в Гродно поступила
в конно-польский уланский полк. Она участвовала в битвах при Гутшадте,
Гейльсберге, Фридланде, всюду обнаруживала храбрость, была награждена
солдатским Георгием и произведена в офицеры, с переводом в мариупольский
гусарский полк. Государь, до которого дошли слухи о ее поле, позволил ей
называться Александровым и обращаться к нему с просьбами. Вскоре после
этого Д. уехала в Сарапул, к отцу, прожила там более двух лет и в начале
1811 г. вновь явилась в полк (уланский литовский). В Отечественную войну
она участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким мон., при Бородине,
где была контужена в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. В мае 1813 г.
она снова появилась в действующей армии и приняла участие в войне за
освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости Модлина и гг.
Гамбурга и Гарбурга. Только в 1816 г., уступая просьбам отца, она вышла
в отставку, с чином штабротмистра и пенсионом и жила то в Сарапуле, то в
Елабуге. Ходила она постоянно в мужском костюме, сердилась, когда
обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась большими
странностями, между прочим - необыкновенною любовью к животным.
Скончалась в 1866 г.
Литературная деятельность Д. началась появлением в свет нескольких
отрывков из ее "Записок" (в "Соврем." 1836, ь 2). Пушкин глубоко
заинтересовался личностью Д., писал о ней хвалебные, восторженные отзывы
на страницах своего органа и понуждал ее к писательской деятельности. В
том же году (1836) появились в 2-х частях "Записки" Д., под заглавием
"Кавалерист-Девица". Прибавление к ним ("Записки") вышло в 1839 г. Они
имели большой успех, побудивший Д. к сочинению повестей и романов. Со
следующего же года она стала печатать свои произведения в
"Современнике", "Библиотеке для Чтения", "Отеч. Записках" и др. журн.;
затем они появлялись и отдельно ("Гудишки", "Повести и рассказы",
"Угол", "Клад"). Все они в свое время читались, вызывали даже хвалебные
отзывы со стороны критиков, но литературного значения не имеют и
останавливают внимание только своим простым и выразительным языком. Ср.
ст. в "Энциклопед. Лексиконе" Плюшара (т. XVII); "Биография Д." (в
"Вятских Губерн. Ведом." за 1866 г., ь 28); Суворин. "Кавалерист-девица
и Пушкин" (в "Новом Времени" за 1887 г., по поводу выхода в свет книга
Байдарова: "Кавалерист-девица Александров-Дурова"); Биография Д. во
"Всемирной Иллюстрации" 1887 г.; Блинов; "Кавалерист-девица и Дуровы" (в
"Историч. Вестн.", 1888, ь 2); Лашманов, "Надежда Андр. Дурова" (в
"Русск. Стар.", 1890 г., ь 9) В. Рудаков Духоборцы - русская секта
рационалистического направления. Думают, что она получила начало от
неизвестного по имени иностранца-квакера, жившего в 1740 - 50 г. в селе
Охочем, Харьков. губ., учение которого было отголоском проповеди
Кульмана и Тверитинова, связанной, в свою очередь, с ересью Косого и
Башкина. Дальнейшее развитие этого учения принадлежит Силуану
Колесникову, жившему в Екатеринославской губ. (1750 - 75), большому
начетчику, знакомому с сочинениями Эккартсгаузена и Сен-Мартена.
Продолжателями Колесникова были в 1755 - 85 г. однодворец Илларион
Побирохин и отст. унт.-офиц. Капустин, оба - жители Тамбов. губ. Затем
секта обнаружена была во мн. др. губерниях. По официальным исчислениям в
1826 г. Д. было в России 27000, а в 1841 г. - 29000. В первый раз
обращено было внимание правительства на Д. в 1773 г.; затем они
подвергались гонению в 1793 - 94, 1797 - 1800 гг. Часто им удавалось
избегать преследований, так как Колесников учил наружно покоряться
церкви и правительству и только Капустин воспретил Д. это притворство.
Посланный в 1801 г. для собирания сведений о секте Д., И. В. Лопухин
(масон), дал о ней самый хороший отзыв. Известный Г. С. Сковорода
составил для них своего рода катехизис: "Исповедание веры Д.
Екатеринославских", поданное губернатору. По мысли Лопухина состоялся
закон о переселении всех Д., в Мелитопольский уезд (Таврич. губ.), на
берега р. Молочной; многие из сектантов остались на прежних местах. В
1811 г. Д., в числе 4000 чел., просили о позволении поселиться на
новозавоеванном берегу Дуная; по причине войны 1812 года им это не было
разрешено, а в 1817 г. прекращено было переселение Д. из других мест и
на Молочные воды, где им жилось как нельзя лучше, так как, при большом
обилии земли (79000 дес.), они перенимали от поселенных в соседстве с
ними менонитов много полезных нововведений в сельском хозяйстве. С 1819
г. благосклонное внимание правительства к Д. прекращается. В 1837 г.
последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В
1843 г. известный Гакстгаузен посетил Д., еще остававшихся на Молочных
водах. Его заметки о них - очень ценный источник сведений о Д. - У Д.
нет письменного изложения их учения: между ними очень мало было
грамотных, а лиц образованных и вовсе неизвестно. Поэтому сведения о их
учении заимствуются исключительно из записей и рассказов, сделанных
посторонними им лицами. Исходным пунктом учения Д. была квакерская идея:
в душе человека пребывает сам Бог и сам Он наставляет человека Своим
словом. Памятью человек уподобляется Богу Отцу, разумом - Богу Сыну,
волею - Духу Св.; Отец - свет, Сын - живот, Св. Дух - покой; Отец -
высота, Сын - широта, Св. Дух - глубина. Чувственно Бог существует в
природе, а духовно - в человеческой душе. Это учение вполне аналогично
доктринам еретиков - Савелия и Павла Самосатского. Душа человека, по
учению духоборцев, существовала до сотворения мира и пала вместе с
павшими в то время духами; души посылаются на землю и облекаются в тела
в наказание за падение. Первородного греха Д. не признают: "всяк сам по
себе грешен и спасен". После смерти душа благочестивого человека
переходит в тело живого праведника или новорожденного, а душа
беззаконника - в животное. Небо и ад нужно понимать духовно; небес семь:
1-е - смирение, 2-е - разумение, 3-е - воздержание, 4-е - братолюбие,
5-е - милосердие, 6-е - совет, 7-е - любовь. Разница между теперешнею и
будущею жизнью праведников только в том, что в последней они будут жить
без грешников. Воскресения тел не будет, и самая кончина мира
ограничится истреблением грешников. И. Христос, по понятию Д., был
простой человек, в котором с особенною силою выражался божественный
разум. И его душа подлежит переселению, как всякая душа: она обитала в
Колесникове, в Капустине. Распялся Он плотию; чтобы показать нам пример
страдания. Вообще историю Христа нужно разуметь духовно: Христос должен
в нас зачаться, родиться, возрастать, учить, умирать, воскресать и
возноситься. Д. признают 10 заповедей; в псалмах их обличаются пороки и
всякая неправда; лишь 5-я заповедь ими изменена. Настойчиво
проповедуется у них благочестие в мыслях и делах. Все люди по естеству
равны между собою; внешние отличия, каковы бы они ни были, ничего не
значат. Чада Божии сами исполняют что следует, без принуждения; власти
нужны не для них, а разве для укрощения злых, татей и разбойников.
Непозволительна клятва и присяга; не следует носить оружие и сражаться с
врагами. В 1841 г. (при переселении за Кавказ) Д. показывали полную
покорность властям, говоря: "царя почитаем, милостивым властям
повинуемся: кто безвинно бьет и мучит, тот антихрист, кто милостиво
судит, уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть нам не велит, в ней
святости не чаем... Везде церковь, где два или три собраны во имя
Христово". К составу этой "церкви", по Колесникову, принадлежат все
высокоодаренные Божественным разумом, не исключая евреев и турок. Библию
Д. признают данною от Бога, но берут из нее "только полезное" для них, а
остальное отметают или толкуют иносказательно, в своем смысле. Главное
значение они усвояют своей "книге животной", т. е. сохраняющемуся в их
среде преданию, живому слову (писанное слово - мертвое). "Животная
книга" слагается у них из их "псалмов", которые представляют или
перифраз псалмов Давида, или их собственную импровизацию. О преемниках
апостольских (священстве) Д. говорят: "тот преемник, кто чист делом и
телом, смирен и кроток, добрым делам покорен, а от дурных удален".
Исповедоваться нужно не одному какому-либо человеку, а Богу небесному,
пред всеми, прося у всех прощения. Причащение понимается ими духовно, в
смысле внутреннего восприятия в себя слова Божия. Брак таинством у них
не считается и совершается единственно по взаимному согласию
брачующихся: кто хочет - венчается в церкви. Пост, по их понятию -
воздержание от злых мыслей, слов и дел. Святых и Богородицу Д. почитают,
но их на помощь не призывают, хотя и справляют праздники храмовые в
своих селах; за умерших не молятся, икон и уставов св. отцов не
признают. Богослужение Д. совершается в комнате, посреди которой стоит
стол с хлебом и солью, или на открытом поле, и состоит в чтении псалмов,
пении молитв и взаимном целовании; иногда наставники их при этом говорят
поучения. Управление делами общины у духоборцев принадлежит мирской
сходке стариков. Для души, по мнению Д., безразлично, в каком теле ей
приходится обитать; у нее один отец - Бог, и одна мать - природа.
Поэтому они родителей своих не называют отцом и матерью: сын называет
отца просто по имени или же, если он стар - старичком, а мать - "няней"
или "старушкой". Мужья называют жен сестрами, а жены мужей - братьями. О
жизни Д. одни отзываются с большою похвалою, говорят об отсутствии у них
воровства и пьянства, об исправной уплате податей; по другим, у них
господствуют разврат и жадность к деньгам, ненависть и ссоры доходят до
кровавых истязаний и убийств. Хотя об этой секте есть монография О.
Новицкого, "Духоборцы" (2 изд. 1882), но нельзя сказать, чтобы она была
исследована вполне. В печатных сведениях о ней, как и в официальных
донесениях, она часто смешивается с молоканами и даже с хлыстами. В
архиве и особом музее министерства внутренних дел хранится большое
количество сведений о Д. (в виде производившихся о них дел и разных
записок), доселе не разработанных. Список печатных статей о Д. см. в
"Указателе статей о расколе и сектах", изд. Св. Синодом, СПб. 1890 - 92
г.
Н. Б
|