Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Дурова

(Надежда Андреевна; известна также под именем Александра
Андреевича Александрова) - кавалерист-девица и писательница. Род.  Д.  в
1783 г. (а не в 1789 или  1790  г.,  который  обыкновенно  указывают  ее
биографы,  основываясь  на  ее  же  "Записках"),  от  брака   гусарского
ротмистра Д. с дочерью малороссийского помещика Александровича, вышедшей
за него против воли родителей.  Д.  с  первых  дней  должны  были  вести
скитальческую, полковую  жизнь.  Мать,  страстно  желавшая  иметь  сына,
возненавидела свою дочь,  и  воспитание  последней  было  почти  всецело
поручено  гусару  Астахову.  "Седло",  говорит  Д.,  "было  моею  первою
колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками
и забавами". В такой обстановке ребенок рос  до  5  лет  и  усвоил  себе
привычки и наклонности резвого мальчика. В 1789 г. отец Д. поступил в г.
Сарапул, Вятской губ., на место городничего. Мать стала  приучать  ее  к
рукоделию, хозяйству; но дочери не нравилось ни то,  ни  другое,  и  она
втихомолку продолжала проделывать "военные штуки". Когда  она  подросла,
отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на котором скоро стала  ее
любимым удовольствием. Восемнадцати лет Д. была выдана замуж и через год
у нее родился сын (об этом в "Записках" Д. не говорится). Она сблизилась
с есаулом казачьего отряда,  стоявшего  в  Сарапуле;  возникли  семейные
неприятности,  и  она  решилась  осуществить  свою  давнишнюю  мечту   -
поступить в  военную  службу.  Воспользовавшись  отправлением  отряда  в
поход, в 1806 г., она переоделась в казацкое платье и поскакала на своем
Алкиде за отрядом. Нагнав его, она назвалась Александром Дуровым,  сыном
помещика, получила позволение следовать за казаками и в Гродно поступила
в конно-польский уланский полк. Она участвовала в битвах  при  Гутшадте,
Гейльсберге, Фридланде, всюду обнаруживала  храбрость,  была  награждена
солдатским Георгием и произведена в офицеры, с переводом в мариупольский
гусарский полк. Государь, до которого дошли слухи о ее поле, позволил ей
называться Александровым и обращаться к нему с просьбами.  Вскоре  после
этого Д. уехала в Сарапул, к отцу, прожила там более двух лет и в начале
1811 г. вновь явилась в полк (уланский литовский). В Отечественную войну
она участвовала в сражениях под Смоленском, Колоцким мон., при Бородине,
где была контужена в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. В мае 1813 г.
она снова появилась в действующей армии и приняла  участие  в  войне  за
освобождение Германии, отличившись при блокаде крепости  Модлина  и  гг.
Гамбурга и Гарбурга. Только в 1816 г., уступая просьбам отца, она  вышла
в отставку, с чином штабротмистра и пенсионом и жила то в Сарапуле, то в
Елабуге. Ходила  она  постоянно  в  мужском  костюме,  сердилась,  когда
обращались  к  ней,  как  к  женщине,  и  вообще   отличалась   большими
странностями,  между  прочим  -  необыкновенною  любовью   к   животным.
Скончалась в 1866 г.
   Литературная деятельность Д. началась появлением  в  свет  нескольких
отрывков из ее  "Записок"  (в  "Соврем."  1836,  ь  2).  Пушкин  глубоко
заинтересовался личностью Д., писал о ней хвалебные, восторженные отзывы
на страницах своего органа и понуждал ее к писательской деятельности.  В
том же году (1836) появились в 2-х частях "Записки"  Д.,  под  заглавием
"Кавалерист-Девица". Прибавление к ним ("Записки") вышло в 1839  г.  Они
имели большой успех, побудивший Д. к сочинению повестей  и  романов.  Со
следующего  же   года   она   стала   печатать   свои   произведения   в
"Современнике", "Библиотеке для Чтения", "Отеч. Записках" и  др.  журн.;
затем они  появлялись  и  отдельно  ("Гудишки",  "Повести  и  рассказы",
"Угол", "Клад"). Все они в свое время читались, вызывали даже  хвалебные
отзывы со  стороны  критиков,  но  литературного  значения  не  имеют  и
останавливают внимание только своим простым и выразительным языком.  Ср.
ст. в "Энциклопед. Лексиконе"  Плюшара  (т.  XVII);  "Биография  Д."  (в
"Вятских Губерн. Ведом." за 1866 г., ь 28); Суворин.  "Кавалерист-девица
и Пушкин" (в "Новом Времени" за 1887 г., по поводу выхода в  свет  книга
Байдарова:  "Кавалерист-девица  Александров-Дурова");  Биография  Д.  во
"Всемирной Иллюстрации" 1887 г.; Блинов; "Кавалерист-девица и Дуровы" (в
"Историч. Вестн.", 1888, ь  2);  Лашманов,  "Надежда  Андр.  Дурова"  (в
"Русск. Стар.", 1890 г., ь 9)  В.  Рудаков  Духоборцы  -  русская  секта
рационалистического направления. Думают,  что  она  получила  начало  от
неизвестного по имени иностранца-квакера, жившего в 1740 - 50 г. в  селе
Охочем,  Харьков.  губ.,  учение  которого  было  отголоском   проповеди
Кульмана и Тверитинова, связанной, в свою очередь,  с  ересью  Косого  и
Башкина.  Дальнейшее   развитие   этого   учения   принадлежит   Силуану
Колесникову, жившему в Екатеринославской  губ.  (1750  -  75),  большому
начетчику,  знакомому  с  сочинениями  Эккартсгаузена   и   Сен-Мартена.
Продолжателями Колесникова были в  1755  -  85  г.  однодворец  Илларион
Побирохин и отст. унт.-офиц. Капустин, оба - жители Тамбов.  губ.  Затем
секта обнаружена была во мн. др. губерниях. По официальным исчислениям в
1826 г. Д. было в России 27000, а в  1841  г.  -  29000.  В  первый  раз
обращено было  внимание  правительства  на  Д.  в  1773  г.;  затем  они
подвергались гонению в 1793 - 94, 1797 - 1800  гг.  Часто  им  удавалось
избегать преследований,  так  как  Колесников  учил  наружно  покоряться
церкви и правительству и только Капустин воспретил Д.  это  притворство.
Посланный в 1801 г. для собирания сведений о секте  Д.,  И.  В.  Лопухин
(масон), дал о ней  самый  хороший  отзыв.  Известный  Г.  С.  Сковорода
составил  для  них  своего  рода   катехизис:   "Исповедание   веры   Д.
Екатеринославских", поданное губернатору. По  мысли  Лопухина  состоялся
закон о переселении всех Д., в Мелитопольский уезд  (Таврич.  губ.),  на
берега р. Молочной; многие из сектантов остались на  прежних  местах.  В
1811 г. Д., в числе  4000  чел.,  просили  о  позволении  поселиться  на
новозавоеванном берегу Дуная; по причине войны 1812 года им это не  было
разрешено, а в 1817 г. прекращено было переселение Д. из других  мест  и
на Молочные воды, где им жилось как нельзя лучше, так как,  при  большом
обилии земли (79000 дес.), они перенимали от поселенных  в  соседстве  с
ними менонитов много полезных нововведений в сельском хозяйстве. С  1819
г. благосклонное внимание правительства к Д.  прекращается.  В  1837  г.
последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский  край.  В
1843 г. известный Гакстгаузен посетил Д., еще остававшихся  на  Молочных
водах. Его заметки о них - очень ценный источник сведений о Д.  -  У  Д.
нет  письменного  изложения  их  учения:  между  ними  очень  мало  было
грамотных, а лиц образованных и вовсе неизвестно. Поэтому сведения о  их
учении заимствуются исключительно  из  записей  и  рассказов,  сделанных
посторонними им лицами. Исходным пунктом учения Д. была квакерская идея:
в душе человека пребывает сам Бог и сам  Он  наставляет  человека  Своим
словом. Памятью человек уподобляется Богу Отцу,  разумом  -  Богу  Сыну,
волею - Духу Св.; Отец - свет, Сын - живот, Св.  Дух  -  покой;  Отец  -
высота, Сын - широта, Св. Дух - глубина.  Чувственно  Бог  существует  в
природе, а духовно - в человеческой душе. Это учение  вполне  аналогично
доктринам еретиков - Савелия и Павла  Самосатского.  Душа  человека,  по
учению духоборцев, существовала до  сотворения  мира  и  пала  вместе  с
павшими в то время духами; души посылаются на землю и облекаются в  тела
в наказание за падение. Первородного греха Д. не признают: "всяк сам  по
себе  грешен  и  спасен".  После  смерти  душа  благочестивого  человека
переходит  в  тело  живого  праведника  или   новорожденного,   а   душа
беззаконника - в животное. Небо и ад нужно понимать духовно; небес семь:
1-е - смирение, 2-е - разумение, 3-е - воздержание,  4-е  -  братолюбие,
5-е - милосердие, 6-е - совет, 7-е - любовь. Разница между теперешнею  и
будущею жизнью праведников только в том, что в последней они будут  жить
без  грешников.  Воскресения  тел  не  будет,  и  самая   кончина   мира
ограничится истреблением грешников.  И.  Христос,  по  понятию  Д.,  был
простой человек, в котором  с  особенною  силою  выражался  божественный
разум. И его душа подлежит переселению, как всякая душа: она  обитала  в
Колесникове, в Капустине. Распялся Он плотию; чтобы показать нам  пример
страдания. Вообще историю Христа нужно разуметь духовно: Христос  должен
в нас зачаться,  родиться,  возрастать,  учить,  умирать,  воскресать  и
возноситься. Д. признают 10 заповедей; в псалмах их обличаются пороки  и
всякая  неправда;   лишь   5-я   заповедь   ими   изменена.   Настойчиво
проповедуется у них благочестие в мыслях и делах. Все люди  по  естеству
равны между собою; внешние отличия, каковы бы они  ни  были,  ничего  не
значат. Чада Божии сами исполняют что следует, без  принуждения;  власти
нужны не для них, а разве  для  укрощения  злых,  татей  и  разбойников.
Непозволительна клятва и присяга; не следует носить оружие и сражаться с
врагами. В 1841 г. (при переселении  за  Кавказ)  Д.  показывали  полную
покорность  властям,  говоря:   "царя   почитаем,   милостивым   властям
повинуемся: кто безвинно бьет и  мучит,  тот  антихрист,  кто  милостиво
судит, уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть нам не велит,  в  ней
святости не чаем... Везде церковь,  где  два  или  три  собраны  во  имя
Христово". К составу этой  "церкви",  по  Колесникову,  принадлежат  все
высокоодаренные Божественным разумом, не исключая евреев и турок. Библию
Д. признают данною от Бога, но берут из нее "только полезное" для них, а
остальное отметают или толкуют иносказательно, в своем  смысле.  Главное
значение они усвояют своей "книге животной", т. е. сохраняющемуся  в  их
среде преданию, живому  слову  (писанное  слово  -  мертвое).  "Животная
книга" слагается  у  них  из  их  "псалмов",  которые  представляют  или
перифраз псалмов Давида, или их собственную импровизацию.  О  преемниках
апостольских (священстве) Д. говорят: "тот преемник, кто  чист  делом  и
телом, смирен и кроток, добрым  делам  покорен,  а  от  дурных  удален".
Исповедоваться нужно не одному какому-либо человеку, а  Богу  небесному,
пред всеми, прося у всех прощения. Причащение понимается ими духовно,  в
смысле внутреннего восприятия в себя слова Божия. Брак таинством  у  них
не  считается  и   совершается   единственно   по   взаимному   согласию
брачующихся: кто хочет - венчается в  церкви.  Пост,  по  их  понятию  -
воздержание от злых мыслей, слов и дел. Святых и Богородицу Д. почитают,
но их на помощь не призывают, хотя  и  справляют  праздники  храмовые  в
своих селах; за  умерших  не  молятся,  икон  и  уставов  св.  отцов  не
признают. Богослужение Д. совершается в комнате, посреди  которой  стоит
стол с хлебом и солью, или на открытом поле, и состоит в чтении псалмов,
пении молитв и взаимном целовании; иногда наставники их при этом говорят
поучения. Управление делами  общины  у  духоборцев  принадлежит  мирской
сходке стариков. Для души, по мнению Д., безразлично, в  каком  теле  ей
приходится обитать; у нее один отец  -  Бог,  и  одна  мать  -  природа.
Поэтому они родителей своих не называют отцом и  матерью:  сын  называет
отца просто по имени или же, если он стар - старичком, а мать -  "няней"
или "старушкой". Мужья называют жен сестрами, а жены мужей - братьями. О
жизни Д. одни отзываются с большою похвалою, говорят об отсутствии у них
воровства и пьянства, об исправной уплате  податей;  по  другим,  у  них
господствуют разврат и жадность к деньгам, ненависть и ссоры доходят  до
кровавых истязаний и убийств. Хотя об  этой  секте  есть  монография  О.
Новицкого, "Духоборцы" (2 изд. 1882), но нельзя сказать, чтобы она  была
исследована вполне. В печатных сведениях о  ней,  как  и  в  официальных
донесениях, она часто смешивается с молоканами  и  даже  с  хлыстами.  В
архиве и особом  музее  министерства  внутренних  дел  хранится  большое
количество сведений о Д. (в виде производившихся  о  них  дел  и  разных
записок), доселе не разработанных. Список печатных статей  о  Д.  см.  в
"Указателе статей о расколе и сектах", изд. Св. Синодом, СПб. 1890 -  92
г.
   Н.  Б

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz