, одно из племен
русских славян, жили по Припяти, Горыни,
Случи и Тетереву. Имя Д., по объяснению летописца, дано им потому, что
они жили в лесах. Описывая нравы Д., летописец выставляет их, в
противоположность соплеменникам своим полянам, народом крайне грубым
("живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них
не бываше, но умыкиваху у воды девица"). Ни археологические раскопки, ни
данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой
характеристики. Из археологических раскопок в стране Д. можно заключить,
что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обряд
погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных
представлений о загробной жизни; отсутствие оружия в могилах
свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и
сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на
существование у Д. хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного,
ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры
указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра,
бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на
существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что
торговля была меновая. Из летописного рассказа о мщении Ольги видно, что
у Д. в Х в. были города, князья и сословия. Существует мнение (проф.
Ключевского), что Д. еще в Х в. оставались разделенными на мелкие
округа, с князьями во главе каждого; князья эти были независимы, хотя
иногда и соединялись друг с другом; правили они вместе с "лучшими
мужами", "старейшинами града". По сказанию летописи, в давние времена Д.
обижали своих соседей полян; но уже Олег подчинил их Киеву и наложил на
них дань. В числе племен подчиненных Олегу и участвовавших в походе его
на греков, упоминаются и Д.; но они покорились не без упорной борьбы. По
смерти Олега они сделали было попытку освободиться; Игорь победил их и
наложил еще большую дань; не довольствуясь и этою данью; он пошел в
Древлянскую землю за новыми поборами; Д. возмутились и убили его. Вдове
Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение Д. Святослав
Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега. Владимир Св.,
раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава,
который был убит Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Древлянская
земля входит в состав Киевского княжества. Политическим центром Д. в
эпоху их самостоятельности является гор. Искоростень; в позднейшую пору
центр этот, по-видимому, переходит в город Bpyчий (Овруч). См. В. Б.
Антоновича, "Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян"
("Материалы для археологии России", ь 11, СПб., 1893).
Е. К.
|