, или орден
братьев проповедников (Ordo fratrum
praedicatorum), основан св. Домиником в Тулузе, утвержден папою Гонорием
III и быстро распространился во Франции (здесь Д. нередко назывались
якобинцами, потому что первое их местожительство было в Париже, при
церкви св. Иакова), Испании и Италии. На первом генеральном капитуле в
Болонье, в 1220 г., Д. орден был объявлен нищенским: на его членов
возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить
подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне и в 1425 г. было
отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, св. Раймунд де
Пеннафорте, издал в 1238 г. собрание его статутов. Во главе ордена стоит
избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В
каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии,
имеющем не менее 12 чл. - конвентуальный приор. Над этими
начальствующими лицами стоит капитул, т. е. общее собрание, созываемое
каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской
деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался
церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский -
замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали
Эккард, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский. При самом основании своем
обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, Д. продолжали
быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда
избиравшийся из Д., заведывал высшей цензурой; папа Григорий IX передал
им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден Д. насчитывал до
150000 членов, в 45 провинциях (из них 11 вне Европы), и 12 конгрегаций,
под управлением самостоятельных генеральных викариев. Позднее Д. были
оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от
миссионерской деятельности. Теперь Д. существуют в Италии, Испании,
Австрии; миссии их есть в Америке и Ост-Индии. Одежда их состоит из
белой рясы, с белым капюшоном; выходя на улицу, они надевают сверху
черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена изображает собаку, которая
несет во рту горящий факел (отсюда и название их "Псы Господни"), чтобы
выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси в
просвещать мир проповедью истины. Женские Д. монастыри, числом до 300,
существуют в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимаются
рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалью. Знаменитейшая из
сестер этого ордена - св. Екатерина Сиенская. Д. орден имеет еще и
третью ветвь. Сам Доминик основал, под именем "Милиции Иисуса Христа",
союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к
нравственному совершенству. После его смерти они стали называться
братьями и сестрами "Покаяния св. Доминика". Они не произносят обетов,
остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена. См.
Lacordaire,
"Memoire pour le retablissement de l'ordre des Freres precheurs" (1840);
Danzas, "Etude sur les temps primitifs de l'ordre de St. Dominique"
(Пар., 1874 - 75); Douais, "Essai sur l'organisation
des etudes dans
l''ordre des Freres precheurs etc." (1884).
|