Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Дмитриевский собор

,  в  г.   Владимире   на   Клязме   -   один   из
замечательнейших памятников владимирско-суздальской ветви древнерусского
зодчества,  как  по  своей  красоте,  так  и  по  относительно   хорошей
сохранности.  Он  сооружен  в  1197  г.  вел.  кн.  Всеволодом   III   в
ознаменование рождения у него сына, Димитрия, и  посвящен  св.  Димитрию
Солунскому. Новопостроенная церковь  была  придворною  и  соединялась  с
великокняжескими палатами переходом, ведшим на ее хоры (остатки которого
были уничтожены при реставрации собора в 1834 - 1835  гг.).  Строителями
собора  были  приезжие  из  северной  Италии  греческие   мастера,   под
руководством   которых   работали   местные,   владимирские   каменщики,
славившиеся в  ту  пору  своим  искусством.  И  те,  и  другие,  видимо,
приложили все старание к  тому,  чтобы  угодить  вел.  князю,  желавшему
придать своему  домовому  храму  возможное  изящество.  Д.  собор  очень
невелик по размеру; подобно другим владимирским  и  суздальским  церквам
XII   ст.   (Успенскому    собору    в    Суздале,    Покровам-на-Нерли,
Богородице-Рождественской церкви в Боголюбове и  пр.),  он  представляет
чисто византийский тип храма, с продолговатым четырехугольником в плане,
тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны и одною главою над своею
срединою; но многие детали  его  внешности  сильно  отзываются  западным
(романским) влиянием. Каждый  из  трех  фасадов  (западный,  северный  в
южный) разделен на три  частя  посредством  длинных  и  тонких  колонок.
выступающих из стены; на половине высоты стен идет  по  фасадам  карниз,
состоящий   из   колонок,   подпираемых   небольшими   кронштейнами    и
поддерживающих арочки с нисколько приподнятом центром.  Между  колонками
карниза помещены рельефные,  тесанные  из  камня  изображения  святых  в
сидячей позе  и  орнаменты,  представляющие  разных  зверей  и  птиц  на
изгибающихся и вьющихся ветвях.  Фигуры  эти,  равно  как  и  украшающие
кронштейны, имеют много сходства с заставками и виньетками  византийских
и древнерусских рукописей; однако  между  ними  есть  и  такие,  которые
отмечены, очевидно, романским характером. Точно такой же карниз проходит
на апсидах, под крышей, с тою  разницей,  что  здесь,  чрез  каждые  две
короткие колонки,  подпертые  кронштейнами,  одна,  длинная,  спускается
вниз, до самой земли. На переднем и боковых фасадах, в  каждом  из  трех
компартиментов, на которые они разделены, находится по длинному и узкому
окну с округленным верхом, а все поле компартиментов  усеяно  рельефными
фигурами, подобными помещенным между колонками карниза. В средней  части
каждого фасада, внизу, проделана дверь, имеющая форму арки и обрамленная
колонками и покоящимися на них рельефно украшенными дугами, совершенно в
роде романских порталов. Верх стены фасада  образует  три  арки,  одетых
непосредственно крышей, которая, вообще, изгибается  сообразно  кривизне
прикрываемых ею сводов здания. Высокий барабан главы убран  арочками  на
тонких и длинных колонках и снабжен такими же  окнами,  простенки  между
которыми заняты рельефным орнаментом того же характера, как скульптурные
украшения и в прочих местах, но превосходящим эти последние в  отношении
рисунка и исполнения. Крыша купола принадлежит позднейшему времени, хотя
ее  форма  я  встречается  на  рисунках  XII  в.;  ее   нельзя   назвать
византийскою, но она все-таки ближе  подходит  к  полусферической  форме
византийских глав, чем к маковкам в виде луковиц, усвоенным впоследствии
русским церковным зодчеством. Гармоничность пропорций собора,  вместе  с
обилием и своеобразностью его  внешних  украшений,  составляет,  главным
образом, его красоту; что же касается до его внутренности, то она вообще
походит  на  внутренность  новгородских  и   афинских   церквей   и   не
представляет ничего особенно любопытного, за исключением древней стенной
живописи под хорами над входом с западной стороны. Здесь  был  изображен
"Страшный суд", от которого уцелели довольно значительные  фрагменты.  В
особенности мило и наивно представлены Богоматерь, сидящая  на  престоле
между двумя коленопреклоненными  ангелами,  а  также  три  ветхозаветных
патриарха: Авраам, держании на своем лоне бедного Лазаря, и, по бокам от
него Исаак и Иаков,  окруженные  душами  праведников.  После  татарского
нашествия Д. собор неоднократно подвергался опустошениям и пожарам,  был
потом  обезображен  разными  пристройками  и,  наконец,   по   повелению
императора Николая I, в 1835 г.,  восстановлен  в  своем  первоначальном
виде.
   А. С - в.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz