(в Польше). -
Слово это появилось в Польше в XVI в.,
вместе с реформацией, и пережило несколько значений. При первых быстрых
успехах реформации среди шляхетского населения, католической церкви,
казалось, приходилось заботиться не об удержании за собою господства в
государстве, а только о равноправности с новыми вероисповеданиями. Тогда
епископ куявский Карнковский выступил с предложением полного равенства
всех христианских вероисповеданий, при чем, однако, сохранялись бы все
прерогативы и права епископов, а великий коронный маршалок Фирлей, с
своей стороны, предлагал установить мир между разнящимися в религии (pax
inter dissidentes de religione). Именем диссидентов охватывались, таким
образом, последователи всех христианских исповеданий, которые
существовали в тогдашней Польше. Предложение Фирлея было осуществлено на
конвокационном сейме 1573 г., в акте так назыв. варшавской генеральной
конфедерации. Но этот акт был результатом не столько действительной силы
протестантов и православных, сколько иного, политического процесса, лишь
внешним образом связанного с религией - именно борьбы шляхты с королем и
ревнивой охраны ею своих привилегий, к которым она причисляла тогда и
свободу вероисповедания. Благодаря этому многие католики если и не
отстаивали протестантов, то, по крайней мере, не хотели дозволять
королевской власти преследовать их и чрез это, может быть, увеличить
свою силу. Между тем, представители враждебных католицизму исповеданий
не сумели воспользоваться благоприятным временем и соединить свои силы
для борьбы. Ни союз протестантов с православными, о котором мечтали было
первое время, ни соединение в одно целое различных протестантских общин,
бывшее предметом долгих споров на съездах протестантов, не состоялись.
Среди протестантов господствовали несогласия и раздоры, и этим не
замедлили воспользоваться растерявшиеся было в первую минуту польские
католические иерархи, при деятельной помощи со стороны римской курии,
представителем которой при дворе польского короля явился в эту пору
нунций Коммендоне. Уже варшавскую генеральную конфедерацию из всех
епископов согласился подписать только один, а чем дальше, тем яснее
становился перевес, бывший на стороне католиков. На конфедерациях во
время безкоролевья по смерти Сигизмунда III повторено было обещание
религиозного мира; но на этот раз оно уже не носило характера взаимного
договора равносильных партий, а католики обещали безопасность и мир Д. -
православным и протестантам. Слово Д. стало обозначать уже не все
население, а только часть его, в противоположность другой, более
многочисленной. Еще ранее значение этого слова сузилось иным образом:
после брестской унии 1596 г. не принявших ее православных в Польше стали
называть дизунитами и название Д. осталось только за последователями
протестантского исповедания. Не особенно прочными оказались те обещания
равенства и безопасности, какие давались им со стороны католиков:
польские иерархи, при помощи сперва специальных посланцев римской курии,
а затем особенно ордена иезуитов, успели разжечь религиозный фанатизм
катол. шляхты. Период религиозной свободы в Речи Посполитой так же
быстро окончился, как быстро и неожиданно наступил. Уже в правление
Сигизмунда III католическая реакция приняла очень внушительные размеры и
права Д. стали подвергаться весьма существенным ограничениям. Согласно
распоряжению короля, все церкви в королевских городах, некогда бывшие
католическими, а затем переданные Д., должны были быть возвращены
католикам, даже в таких местностях, где последних почти не было; рядом с
этим лишь очень скупо давались Д. разрешения на постройку новых церквей.
В промежуток времени 1632- 1674 гг. на конфедерациях, происходивших во
время безкоролевий, Д. совсем была воспрещена постройка молитвенных
домов во всех королевских городах; им оставалось пользоваться для целей
богослужения частными домами или строить свои церкви в имениях частных
лиц. По мере того, как шла вперед иезуитская пропаганда и один за другим
отпадали от протестантизма принявшие было его знатные роды польских
магнатов, все резче и настойчивее становились меры, направленные против
Д. В течение XVII стол. постепенно подвергнуты были ограничению и
религиозные, и гражданские права их: шляхтичи Д. лишены были права
держать при себе проповедников своей веры, и у них отнято было право
занимать государственные должности. Конституция 1717 г. лишила Д. права
заседать в сейме, комиссиях и трибуналах и запретила им составлять
конфедерации для преследования своих религиозных целей; в 1719 г.
посол-лютеранин был удален из сейма. Лишенные возможности принимать
деятельное участие в государственной жизни Речи Посполитой, стесненные в
отправлении своих религиозных обрядов, принужденные в некоторых вопросах
церковной практики подчиняться решениям католического духовенства (как,
напр.; в деле браков, по отношению к которым государственные чиновники
руководились исключительно каноническими правилами католической церкви),
занимая униженное положение перед католиками, Д. не могли уже
рассчитывать с полной вероятностью на спокойное пользование своими
имениями и даже на личную безопасность. Несмотря на то, что конституция
1717 г. обеспечивала им неприкосновенность их имений и равенство перед
судом, в практике повседневной жизни и эти обещания закона часто
оставались мертвой буквой. В том положены, в каком находились теперь
диссиденты, им трудно было отстаивать свои права. Не раз, пользуясь
этим, нафанатизированная иезуитами чернь безнаказанно совершала
нападения на Д., грабила их церкви и дома и убивала их самих. Такое
отношение польского законодательства к Д. достигло своего апогея в
конфедерации и pacta conventa 1733 г., по которым у Д. отняты были все
почти гражданские права и за переход из католической религии в
какую-либо другую угрожал изгнанием из государства. Но и вообще для Д.
право пребывания в Польше могло представляться не особенно прочным,
после того как сейм в 1658 г. постановил изгнать из Польши социниан,
или, как они назывались в Польше, ариан, дав им два года на устройство
их дел, и это изгнание действительно состоялось, хотя и несколько позже
назначенного срока. В руках Д. оставалось еще одно средство для защиты
своих прав, хотя и считавшееся незаконным, но, благодаря быстро шедшему
вперед разложении польского государственного организма, практиковавшееся
в течение XVII и XVIII вв. всеми польскими партиями - обращено к
иностранным державам; к нему они и прибегли, а для этих держав, особенно
для России, дело польских Д. сделалось орудием подчинения Польши своему
влиянию и власти. После избрания на польский престол Станислава Августа
Понятовского и отказа его дядей Чарторыйских побудить сейм к заключению
союза с Россией, послы русский, прусский, английский, шведский и датский
представили польскому двору настойчивые ходатайства за Д. (понимая под
этим именем и православных), а когда польское правительство отказалось
принять их во внимание, стараниями русского посла Репнина была устроена
радомская конфедерация, которой, с помощью русских войск, навязали те же
ходатайства. Сейм был вынужден в 1768 г. принять варшавский договор,
согласно которому Д. получали право свободного отправления религиозных
обрядов и право назначения на все должности, исключая королевского
достоинства. При смешанных браках сыновья должны были принимать религию
отца, а дочери - религию матери. Вспышка религиозного фанатизма польской
шляхты, породившая барскую конфедерацию, привела к первому разделу
Польши. Права Д. в сохранившейся части Польши были опять несколько
сокращены: они не могли занимать мест министров и сенаторов, в
посольской избе не могло быть более 3 Д.; точно также несколько
ограничены были и права Д. по отношению к постройке церквей, отправлению
богослужения, употреблению колоколов и т. д. С этими правами дожили Д.
до уничтожения Речи Посполитой, одною из видных причин которого они
послужили. См. Кареев, "Очерк реформационного движения в Польше" (1887);
Любович, "История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии" и
"Начало католической реакции и упадок реформации в Польше" (1890);
Жукович, "Кардинал Гозий" (1883).
М - н.
|