-
картина-декорация больших размеров, изображающая здания или
пейзаж, с переменным освещением. Для усиления иллюзии рама этой картины
составляется предметами, среди которых находится зритель, напр. для
этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона так
расположенные, что зритель, даже переходя с места на место, не может
видеть краев картины. Д. занимает одну только сторону, или все
пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае
внутреннюю поверхность цилиндра, которого верх и низ скрыты от зрителя.
Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но
существенная особенность Д. есть переменное освещение. Д. изобретена
французским живописцем Дагерром, которого имя связано с другим
действительно великим изобретением - светописью (в частности
дагерротипией). Перемена освещения в Д. производится при помощи цветных
стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но
кроме того картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для
достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на
тонкой материи и даже на двух ее сторонах, чрез что можно, при сквозном
освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же
только усиливать одни из них и ослаблять другие. Д. была в первый раз
устроена в Париже в 1822 г. и производила сильное впечатление. В Берлине
была позднее устроена Д. известным декоратором Грониусом, откуда в 1851
г. она была переведена в Петербург; у нас она была известна под
названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и
по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все
стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы
внутри монастырского здания, которого двор был выстлан каменными
плитами; вблизи видна была колокольня (все - живопись), с которой, при
наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к
вечерней молитве, что способствовало усиленно иллюзии, производимой
прекрасно написанной декорацией.
Ф. П.
|