Лаэртийский
(биография неизвестна) - писатель конца II-го и
начала III-го в. после Р. X. Сочинение его, дошедшее до нас в неполном
объеме, называется "Жизнь, учение и мнения знаменитых философов" и
состоит из 10 книг. Несмотря на полное отсутствие критики, на
переполнение книги нелепыми анекдотами из жизни философов, несмотря на
отсутствие философского дарования в авторе - книга его представляет
наиважнейший источник при изучении истории греческой философии. Особенно
важна книга 8-ая, излагающая стоическое учение, и книга 10-я, излагающая
эпикуреизм. Книги эти написаны систематичнее и осмысленнее. Д.
пользовался сочинениями так называемых "доксографов", которые до нас не
дошли. Влияние Д. на историографию греческой философии неоспоримо:
напр., Стэнли, давили первую связную историю греческой философии, почти
во всем следует за Д. Лаэртийским. Лучшее издание - Cobet (Пар. 1850). О
нем см. Nietzsche, "Beitrage zur
Quellenkunde und Kritik
des Laertins
Diogenes" (1870).
Э. Р.
Диоген из Синопа - циник, ученик Антисфена (414 - 323 до Р. Хр.).
Отец его был менялою и фальшивым монетчиком; сын, участник в
предприятиях отца, должен был покинуть родной город; придя в Афины,
услышал беседы Антисфена и был им пленен. Антисфен считал себя
последователем Сократа, но учение Сократа понимал односторонне: цель
жизни видел в добродетели, а добродетель - в аскетизме. Д. не прибавил к
этому ничего принципиального и замечателен не столько учением, сколько
жизнью, в которой он до крайности доводил принципы своей школы.
Древность изукрасила жизнь Д. различного рода эпизодами, в которых
рисуется его характер, но которые, по всей вероятности, сочинены:
такова, напр., встреча Д. с Александром Македонским и знаменитый его
ответ царю. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии
потребностей и в жизни сообразной с природою, Д. довел свой аскетизм до
крайних пределов, весьма неэстетичных, вследствие чего получил прозвище:
o cuwn - "собака". Будучи вполне последовательным; Д. отрицал, наряду с
богатством и почестями, также и науку, и частную собственность, и брак.
Платон прозвал Д. "беснующимся Сократом". Стоицизм, во многом стоявший
под влиянием циников, списывал, однако, свой идеал мудреца скорее с
Сократа, чем с Д. Д. умер в Коринфе, где был похоронен с большой
пышностью. Письма, дошедшие до нас под его именем, подложны, как это
доказал Буассонад. Учениками Д. считаются Стильпон Мегарский, Онесикрат,
спутник Александра Македонского и др. О нем см. Delaunay,
"De cynismo,
ас praecipue de Antisthene Diogene et Cratele" (Пар.
1831) и Zeiler,
"Geschichte d. Philos. d. Griechen" (4-е изд.).
Э. Р.
|