- древнеиталийская
богиня света и луны (первоначально - женская
половина бога света и солнца, Януса), почитаемая различными итальянскими
народами, Знаменитейшими святилищами ее были: священная роща у озера
Неми, где рядом с ней поклонялись демону Вербию), и храм, основанный
Сервием Туллием на Авентинском холме. Как и другие италийские боги,
Диана отождествлялась с греческим божеством
- Артемидой, культ которой, вместе с культом ее брата Аполлона, рано
нашел доступ в Рим. Артемида, по обычному преданию дочь Зевса и Леты,
была первоначально богиней света и луны, почему ей, как и всем богам
света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи - факел. Как
олицетворение бесплодной луны, Артемиду считали девственницей. В
некоторых частях Греции - в Аркадии и Этолии - она считалась богиней
лесов, рек и ручьев. Спутница нимф, строго наказывающая всякое
оскорбление скромности, покровительница охотников, Д. вместе с тем и
покровительница дичи. В союзе с Аполлоном она является карательницей
гордости и самомнения людей, выходящих из границ, указанных божеством.
Как Аполлон, она убивает стрелами людей, особливо женщин и детей, и
посылает болезни на людей и животных. Изображалась Артемида или в
длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты хитоном.
Обыкновенно у ее за плечами колчан, а в руках лук или факел. Нередко
около Д. стоит лань, как, напр., на известном изображении так наз.
версальской Д. (вероятно, это - произведение греч. художника, сделанное
в последние годы республики в Риме; найдено на вилле Адриана; в
настоящее время в луврском музее). На некоторых изображениях богиня
сидит на лани, на других она вместе с Аполлоном едет на колеснице,
запряженной ланями. Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее
слилась с нею таврская и эфесская Артемида - азиатская богиня,
олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы. Первая, родина
которой была Каппадокия и Понт, представляла враждебную жизни сторону
природы. Ей поклонялись в некоторых местах Аттики (куда, по сказанию,
Ифигения привезла ее изображение из таврического Херсонеса), в Спарте, в
южной Италии, всюду - с обрядами, сохранившими следы древних
человеческих жертв. Эфесская Артемида, которой служили жрецы-евнухи,
имела основанный амазонками храм, одно из известнейших святилищ М. Азии;
ее изображение в виде мумии указывало на глубокую древность и
представляло собою богиню плодородия, с многочисленными грудями.
|